Кто управляет протестом | Большие Идеи

・ Феномены

Кто
управляет протестом

Одно из исследований Левада-Цент­ра, в ходе которого было проведено 45 глубинных интервью с протестными лидерами — известными политиками, журналистами и гражданскими активистами, позволяет сделать несколько заключений о внутреннем устройстве протестного движения и его организационных формах.

Автор: Волков Денис

Кто управляет протестом

читайте также

Семейный многогранник

Марина Птушкина

Качество, которое может помочь вашей карьере

Питер Брегман

Что делают хорошие лидеры, когда приходят на смену плохим

Эндрю Блам

Коса на камень

Павлов Дмитрий

Российское протестное движение хорошо изучено. Журналисты и политологи спорят о количестве митингующих, о социальном порт­рете и мотивах рядового участника, о том, спадает протестная волна или, наоборот, нарастает. Гораздо меньше говорится о внутреннем устройстве движения, его организационных формах.

Одно из исследований Левада-Цент­ра, в ходе которого было проведено 45 глубинных интервью с протестными лидерами — известными политиками, журналистами и гражданскими активистами, позволяет сделать несколько заключений на этот счет.

Протестное движение многообразно. Оно включает в себя политические организации и гражданские объединения — наблюдателей и экологов, защитников городской среды и борцов с коррупцией. В организационном плане можно говорить о «зонтичных», или координирующих структурах (например, оргкомитет митингов), классических иерархических организациях (политические партии, команды гражданских активистов) и «горизонтальных», как они сами себя называют, структурах.

Сфокусируемся на последних. Как правило, это объединения граждан вокруг конкретной задачи, например наблюдения на выборах. В таком объединении отсутствует жесткая иерархия. Распределение обязанностей осуществ­ляется «по интересам» и «по способностям», а контроль — через взаимные обязательства. Всегда можно выделить «ядро» — несколько человек, которые организуют основную деятельность. Договоренности между этими людьми обеспечивают устойчивость всему предприятию. Люди, не входящие в ядро, — «ресурсы» объединения — выполняют работу, определенную ключевыми сотрудниками, и могут быть заменены один на другого.

Интересно, что в работе горизонтальных структур участников привлекает понятная, исчисляемая и хотя бы отчас­ти достижимая цель — то есть вопрос эффективности ставится изначально.

Отсутствие одного лидера может быть как плюсом, так и минусом: задержания или аресты активистов не обезглавят объединение. Подвижность внутренних связей позволяет при необходимости быстро нарастить число участников и расширить территорию деятельности. Социальные сети потеницально открывают доступ к большей части населения российских городов.

Однако, по словам самих сотрудников, горизонтальное устройство затрудняет планирование на длительную перспективу. Есть риск погрязнуть в рутине, потерять смысл работы, если исходная задача перестанет быть актуальной (например, закончится избирательная кампания). Поэтому остается открытым вопрос о том, что представляют из себя такие объединения. Может быть, это лишь начальный этап формирования обычных организаций, и спустя некоторое время договорные отношения сменятся формальными, как это происходит, например, с Лигой избирателей или Школой депутата. Или деятельность таких объединений временная и в конце концов сойдет на нет, как случилось с большинством протестных структур, возникших в 2005 году.

Окружающая среда сегодня препятствует организационному оформлению новых объединений: сказываются забюрократизованность процедуры государственной регистрации, законодательное сужение свободного от госрегулирования пространства, негативное отношение власти к деятельности зарубежных организаций, которые были источниками знаний о современных принципах управления и планирования в некоммерческом секторе.

Однако некоторые тенденции последнего времени дают основания для осторожного оптимизма в отношении будущего организаций протестной волны. Медленно растет готовность жителей больших городов участвовать в работе гражданских и политических структур, поддерживать их деньгами (а значит, и отчасти контролировать их работу). Интернет и социальные сети связывают людей, облегчая поиск партнеров и общение единомышленников. Наконец, постановка вопроса об эффективности таких объединений переводит разговор в новую плоскость: от спора о том, существует ли в России независимое от власти общество, к вопросу о том, как в нынешних условиях добиваться результата.