читайте также
Рецензия на книгу: Владимир Гаков. Жизнь удалась? Как жили, сколько и на чем зарабатывали, сколько и на что тратили «старые» русские. Добрая книга, 2007.
Если вы думаете, что двуликий Янус, у которого одно лицо — крупный бизнес, а другое — государство, появился в России лишь в последнее десятилетие, вы не знаете истории и вдобавок не читали Ленина. Спайка государства и промышленности, планирование, централизованное распределение ресурсов были изобретены еще в годы Первой мировой. Большевикам оставалось «лишь занять уже подготовленные кабинеты», писал в свое время основоположник социалистического государства. Признание вождя пролетариата подтверждает любопытный факт: самый богатый капиталист дореволюционной России был торжественно похоронен уже советской властью, при огромном стечении народа, по большей части рабочих, которые несли венок с надписью «Великому организатору промышленности». Состояние Николая Второва (при всей условности и предположительности подобных оценок) к началу Первой мировой перевалило за 100 млн рублей. На предприятиях Второва шили для царской армии созданные по эскизам Васнецова и Коровина длиннополые шинели и «богатырки», ставшие потом буденовками, он основал автозавод АМО (ныне — ЗИЛ), а его московский особняк (известный сейчас как Спасо-хаус) — резиденция американского посла. При всем том, однако, имя Второва сегодня никому не знакомо: у нас на слуху только фамилии Морозовых, Мамонтова, Рябушинских, Путилова. Но и этих предпринимателей помнят не по их деловым достижениям, а в силу совершенно посторонних обстоятельств. Путилов — это рабочие стачки на носившем его имя заводе. Морозовы, Мамонтовы, Рябушинские остались в исторической памяти благодаря их тесному общению с творческой интеллигенцией.
В частности, поэтому очень кстати вышла книга Владимира Гакова, своего рода популярная энциклопедия истории отечественного бизнеса. Работа эта выросла из рейтинга богатейших предпринимателей дореволюционной России, составленного автором. Хотя автор честно пытался исходить из имевшихся прижизненных оценок состояний, цифры и категории тогдашнего бизнеса, разумеется, весьма условны. Однако рейтинг для Гакова — лишь повод, чтобы широкими мазками набросать картину того, как вели свой бизнес и как жили «старые» русские. Отдельные главы посвящены основным категориям дооктябрьского капитала и капиталистов — купеческим династиям, финансистам, реальному сектору — фабрикантам, а также аферистам. Среди последних попадаются и купцы, и промышленники, и финансисты, и, разумеется, российские чиновники вплоть до министерского уровня.
Владимир Гаков — это псевдоним Михаила Ковальчука, по образованию физика, по призванию литератора, критика и знатока научной фантастики. Талант не изменил ему и на этот раз: он весьма удачно избегает как обличения российской олигархии «первого издания», так и ее идеализации. Откровенный обман казны и собственных акционеров, и вполне искренняя забота о рабочих, и непростые отношения с государством складываются во вполне взвешенную картину бизнеса на фоне эпохи.
Гаков не скрывает, впрочем, что, говоря о капитализме дореволюционном, постоянно держит в уме сегодняшний — отсюда и два центральных мотива книги: богатство экономической элиты на фоне всеобщей бедности и парадоксальная неспособность предпринимателей, сделавших огромные состояния, понять, что происходит в стране. Две главы посвящены образу жизни богачей той эпохи — их особнякам, развлечениям, обедам, выездам и т.д. Вполне куршавельских выездов и кутежей было предостаточно, были роскошные имения, скупка легендарных бриллиантов и реки шампанского. Гакова, однако, интересует не столько вилла Абамелик-Лазаревых (в которой находится сегодня российское посольство в Риме) или дом железнодорожного короля фон Дервиза (в нем разместился университет Ниццы), сколько соотношение всех этих роскошеств с общим уровнем жизни того времени. Гаков цитирует разнообразные документы, показывающие, например, какие градации квартир и обедов существовали. Оказывается, полностью меблированная семикомнатная квартира с прислугой в Киеве, на Крещатике, обходилась в 700 рублей в год, при том что зарплата учителя гимназии составляла 1000 рублей в год и т.д. Читателя, таким образом, подводят к мысли о том, что имущественное расслоение — «пропасть между доходами самых богатых и тех, кто получает за свой труд минимальную зарплату», — в сегодняшней России выросло по сравнению с 1914 годом в десятки раз. Здесь я позволю себе не согласиться с автором: оценивая типичный ежегодный доход дореволюционного работяги в сотни золотых, Гаков существенно завышает уровень жизни населения той поры.
Эта неточность нисколько не вредит достоверности главного мотива книги, который, собственно, вынесен и в ее заглавие. В последней главе есть фотография: на ней участники парадного банкета, который был дан в 1916 году в честь известного издателя Ивана Сытина. Разодетые во фраки господа очевидно довольны собой и жизнью, своими деловыми достижениями, своим меценатством и своими немалыми пожертвованиями на благотворительность. В общем, жизнь удалась. Но пройдет всего год с небольшим, грянет революция, и их мир рассыплется в прах. Ни один из сотни запечатленных на фотографии, однако, об этом не подозревает, и доказательством служит простой факт: почти никто из предреволюционных богачей не позаботился вывезти деньги или золото за рубеж.
Вряд ли тогда, даже в условиях мировой войны, размещать капиталы в заграничных банках было сложнее, чем теперь: в России львиная доля финансового сектора приходилась на дочек французских и немецких банков. Просто им было во что вкладывать дома — страна-то огромная, а экономическое развитие перед войной шло невиданными темпами. Некоторым из них удалось пережить революцию и еще раз подтвердить свою «квалификацию» в бизнесе — уже за пределами России. Михаил Терещенко, представитель династии сахарозаводчиков и министр Временного правительства, бежал из тюрьмы, нелегально перебрался в Норвегию и потом успешно вел финансовые операции во Франции и на Мадагаскаре. Борис Каменка, один из богатейших людей Российской империи, глава Азовско-Донского банка (четвертого в стране), после революции заново создал бизнес во Франции — и погиб уже глубоким стариком в годы гитлеровской оккупации. Но по большому счету Гаков прав: успехи капитализма не спасли не только империю, но и самих капиталистов. Любопытно почитать газетные выдержки, собранные в роскошно изданном сборнике, озаглавленном «1917»1. Сообщение «Петроградских ведомостей» от 3 января 1917 года: «При министерстве торговли и промышленности образована особая комиссия… в связи с утвержденным 8 сентября 1916 года Советом министров положением об уголовной ответственности торговцев и промышленников за возвышение или понижение цен на предметы продовольствия или необходимой потребности». И в тот же день информация из Баку: «Крупный спрос на нефть остается без покрытия, несмотря на усиленные поиски легкой нефти в более крупных количествах. Спрашивали и мазут, но предложение отсутствовало. Нет в продаже и керосина…» А 12 мая заметка, опубликованная в «Современном слове», говорит о фактических условиях промышленности: «…уже теперь приходится оплачивать труд не за счет доходов, а за счет основных капиталов, которые будут израсходованы в краткий срок, и тогда предприятия будут ликвидированы», — жалуются промышленники. В ответ министр труда Скобелев призвал их до конца войны «отказаться от прибыли в эту критическую минуту». Промышленники послушались, но попросили государство «вмешаться, чтобы урегулировать взаимоотношения труда и капитала». Ну а что последовало за этим, всем известно… Вопрос в том, почему так получилось. Гаков подробно рассматривает самые разные стороны жизни предпринимательского класса, но почти ничего не говорит об их политических пристрастиях или политической деятельности.
И это не случайно: хотя отдельные предприниматели, разумеется, участвовали в политической жизни, капиталисты как класс в предреволюционной России так и не стали политической силой. Экономические успехи российского бизнеса последние десятилетия императорской России не сопровождались повышением его политической роли. Как показал американский историк Томас Оуэн2, подробно изучавший московское купечество, в середине XIX века потрясение от поражения в Крымской войне привело к резкому росту популярности в этой среде радикального славянофильства; эти настроения быстро выродились в национализм и ксенофобию. Изоляционистские настроения купцов вылились в активное лоббирование курса на ускоренное «национальное» промышленное развитие с участием государства, которое должно было прежде всего сохранить высокие протекционистские тарифы и убрать иностранный капитал из стратегически важного железнодорожного сектора. Как показывает Оуэн, к 1880—1890-м годам бизнес-интересы московского купечества полностью зависели от тарифной защиты со стороны правительства; и поэтому купцы были враждебно настроены и к либерализму в целом, и к требованиям политических реформ в стране и в первопрестольной. Их зависимость от властей еще более усилилась с ростом рабочего движения: купцы, некогда гордившиеся «отеческим» отношением к своим работникам, в массе своей не видели другого ответа на стачки и забастовки, кроме казачьих нагаек. Предпринимательский класс не смог стать политической силой потому, что слишком зависел от государства.
Это не означает, разумеется, что среди российских предпринимателей не было передовых, просвещенных людей, способных подняться над узкокорпоративными интересами. Эти герои Владимира Гакова — представители новой породы, по мнению историка Альфреда Рибера3, — предпринимательская верхушка, которая как в экономическом, так и в культурном смысле действительно смогла выделиться из купеческой массы и сформулировать достаточно ясное понимание «экономического патриотизма» и собственной миссии. Например, среди предпринимателей юга России, интересы которых были тесно связаны с тяжелой промышленностью и иностранным капиталом, выдвинулся целый ряд великолепных менеджеров мирового уровня. Однако в целом говорить об этих «новых» предпринимателях как о классе или называть их «русской буржуазией» неверно, доказывал Рибер. Просвещенные капиталисты были раздроблены и малочисленны; они не смогли создать единого политического фронта, объединившись с массой купечества (оно, увы, оставалось в плену традиций), технической интеллигенцией, земством.
Показательна в этом отношении история «Общества для содействия русской промышленности и торговле», учрежденного еще в 1867 году союза российских промышленников и предпринимателей. Основанное при участии ведущих общественных деятелей и с одобрения властей, включая тогдашнего министра финансов Рейтерна, общество получило важнейшую привилегию — право обращаться к правительству «по всем вопросам промышленности и торговли» — и таким образом стало чем-то вроде официального представителя российского бизнеса в отношениях с властями. Однако полувековая история тогдашнего РСПП — это история безвестности, игнорирования властями и собственной глубинной недееспособности. Общество записало на свой счет успешное лоббирование некоторых мер, но, как показывают исследования, власти и без того собирались реализовать все «принятые» от него предложения. Добиться даже такой простой вещи, как упрощение процедуры регистрации компаний, обществу не удалось, хотя существовавшую практику признали устарелой еще в 1869 году. Правительству, правда, было выгодно сохранить прежний порядок, в частности, чтобы ограничивать евреям и иностранцам доступ в бизнес.
Все это так, но и национализм, и протекционизм были типичны в конце XIX века для буржуазии всей Европы. Более того, именно национальный подъем того времени в странах Центральной Европы стал идеологической платформой, объединившей предпринимательский класс, интеллигенцию, чиновников, мелких лавочников. Что же касается тесных связей предпринимательского класса с государством, то они тоже были характерны для Центральной Европы, и для Японии, и для многих других «догоняющих», или, как мы бы сегодня сказали, развивающихся стран. И практически везде, от Германии до Японии, этот тесный союз вылился в появление авторитарных, милитаристских режимов и в итоге привел к краху государства.
Присуща ли политическая слабость предпринимательского класса и его зависимость от государства всем «догоняющим» экономикам или же существуют какие-то национальные особенности российского предпринимательства? Исследование взглядов и представлений предпринимателей в России, Китае и Бразилии показало, что во многом они схожи: например, по своей преданности бизнесу или по степени удовлетворенности своим положением «жизнь удалась» у 95% российских бизнесменов; среди населения в целом этот показатель составляет лишь 74%. Но есть характерные различия. В России 56% предпринимателей считают, что давать взятки иногда допустимо; в коммунистическом Китае так думают 25% бизнесменов, в Бразилии — всего 15%. И только в России для предпринимателей политические свободы менее важны, чем для страны в целом: у нас любят свободу 49% предпринимателей и 61% населения в целом4. Что делать с подобными настроениями, к сожалению, не расскажет ни один учебник истории.
Примечания
1. «1917». М.: Издательская программа «Интерроса», 2007.
2. Thomas C. Owen. «Capitalism and Politics in Russia: A Social History of the Moscow Merchants, 1855—1905». Cambridge and New York: Cambridge University Press, 1981.
3. Alfred J.Rieber. «Merchants and Entrepreneurs in Imperial Russia». Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1982.
4. Simeon Djankov, Yingyi Qian, Gerard Roland, Ekaterina Zhuravskaya. «Entrepreneurship in Brazil, China, and Russia». CEFIR Working Paper № 66, July 2006.