Не ждите, пока молодежь решит гендерные вопросы | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не ждите, пока молодежь решит
гендерные вопросы

Ближайшие несколько лет будет критичными для достижения гендерного баланса.

Автор: Авива Виттенберг-Кокс

читайте также

Осторожно, «зеленый пиар»!

Роберт Экклз,  Чармиан Лав

Переговоры со словарем

Владимир Рувинский

Имидж при создании персонального бренда

Ирина Хакамада

Четыре шага к новой жизни

Стюарт Фридман

Мы говорили с интернациональной группой молодых бизнес-студентов, обучающихся в Швейцарии. Мужчин и женщин в комнате было примерно поровну, может быть, женщин чуть больше. Я попросила поднять руки тех мужчин, кто рассчитывал, что в партнерских отношениях с женщиной их карьера будет главной. Почти все они подняли руки. Тогда я спросила женщин, кто из них был готов так или иначе жертвовать своей карьерой в пользу карьеры партнера. Не было поднято ни одной руки.

Вот в этом и заключается сегодняшняя дилемма. И мужчины, и женщины ищут чего-то, что найти достаточно редко во все времена, но сегодня, возможно, более, чем когда-либо: партнера, который поддерживал бы их в их карьерной жизни.

Принято думать, что молодые люди сегодня считают «гендерные вопросы» слегка устаревшими. Поколение 1980х-1990х относится к этому аспекту бытия иначе, более прогрессивно. Однако, мой личный опыт регулярных дискуссий с молодежью ведущих бизнес-школ не подтверждает такое положение вещей. Наоборот, я вижу, что эти студенты погрязли в стереотипах и уверены что для успеха необходим какой-то экстремальный «мачизм».

Ближайшие несколько лет будет критичными для достижения гендерного баланса. Думаю, что потом достичь его будет гораздо сложнее – а не гораздо легче, как предполагают многие. Сейчас организациями еще управляют представители поколения 1950-х-1960-х, которые получили образование и профессиональный тренинг в атмосфере патриархата и в компаниях, где доминировали мужчины. Тем не менее, для многих из них гендерный баланс, на самом деле, вопрос простой, не заслуживающий долгих раздумий и излишней эмоциональности. Даже если они не так близко знакомы с женщинами, занимающимися карьерой, у них есть дочери, и они безусловно следят за статистикой в области образования, области, которая стремительно феминизируется. Их интересует статистика талантливых людей и статистика клиентов, и они готовы двигаться вперед.

Одна из самых трудных задач, которые я ставлю перед собой, состоит в том, чтобы донести до понимания «больших мальчиков», что вопрос баланса тем менее очевиден, тем ниже по рабочей иерархии вы спускаетесь. Им всем придется вложить время и энергию в то, чтобы все их менеджеры на всех уровнях осознали необходимость гендерного равновесия. Один генеральный директор, например, был абсолютно уверен в сплоченности своей команды по этому вопросу, пока мы не провели с ними встречу, где он попросил всех публично высказаться о том, верят ли они, что гендерный баланс благотворно скажется на результатах работы компании. Только половина собравшихся разделяло это убеждение. Он был шокирован. Ему казалось, что все настолько очевидно, что не было даже смысла объяснять.

Но для сегодняшних молодых мужчин – история совершенно другая. Они учились в университетах, где превалировали женщины. На протяжении всех лет обучения, начиная со школы, девушки обгоняли их по результатам (исследование Организации по экономической кооперации и развитию Pisa показывают, что девочки учатся лучше мальчиков на уровне почти каждого класса, почти во всех странах). У них есть глубокое осознание потенциальной конкуренции со стороны женщин, каждый день и каждый час. Если они обнаружат, что сегодняшняя, управляемая мужчинами, корпоративная культура даст им соревновательное преимущество, было бы наивным выдавать желаемое за действительное и верить в то, что сами они будут активно продвигать гендерное равновесие. Они будут, как и большинство амбициозных мужчин до них, - активно продвигать самих себя.

Эти юноши и молодые мужчины не могут понять, в чем смысл делового аспекта гендерного равновесия. Только небольшая их часть «догоняет», что управление гендерно сбалансированной корпорацией на самом деле может быть выгодно и для бизнеса, и для компаний, и для клиентов. В основном же они остаются пленниками собственных взглядов, застрявшими в представлениях о том, что не они рожают детей, и в их личных желаниях иметь жену, которая будет заботиться об их жизни, в то время как они будут сиять в жизни профессиональной. Женщины, разумеется, наоборот, очень хорошо понимают выгодность баланса для бизнеса, но, как правило, в той или иной мере, испытывают ужас, видя какими ретроградами их однокашники и однокурсники показывают себя, когда доходит до этой темы.

Что же со всем этим делать? Используйте текущий момент. Многие их сегодняшних управленцев недаром работают над решением гендерного вопроса. Нам нужно ускорить этот процесс, помочь им наиболее эффективно достичь наилучшего результата. Времени у нас не так много, и молодое поколение может оказаться не таким прогрессивным в гендерных вопросах, как они о себе думают, и какими мы надеемся, что они окажутся.