Демонизация как инструмент недобросовестной конкуренции | Большие Идеи

・ Феномены

Демонизация как инструмент
недобросовестной конкуренции

Ситуация вокруг последних событий на Украине, как говорит молодежь, «конкретно рвет мозг» даже образованным и, казалось бы, подготовленным в аналитическом плане людям.

Автор: Анатолий Ермолин

Демонизация как инструмент недобросовестной конкуренции

читайте также

Ловушки счастья: как мы вредим себе на работе

Энни Макки

Волшебная сила вопросов

Лесли Джон,  Элисон Вуд Брукс

Три аспекта стратегии: определение, внедрение и реализация

Кен Фаваро

Три отговорки, из-за которых вы не решались просить о прибавке

Джудит Уайт

Как оказалось просто расколоть российское общество! Ситуация вокруг последних событий на Украине, как говорит молодежь, «конкретно рвет мозг» даже образованным и, казалось бы, подготовленным в аналитическом плане людям. Немудрено: искусственно созданный в российском медиапространстве выбор оставил нам лишь две опции для самоидентификации — либо ты за фашистов, «пятую колонну» и бандеровцев, либо ты за патриотов, которым дорог Крым и наши славные победы, добытые кровью предков.

Обвинения в забвении памяти предков — серьезное испытание даже для подготовленной психики, что уж говорить о неокрепшем сознании молодых людей, нетерпеливо определяющихся, в какой окоп им побыстрее спрыгнуть. Попробую объяснить, почему не надо спешить с выбором окопа.

Реальное противоречие, которое оказалось непреодолимым для действующего в стране государственного менеджмента в диалоге с подрастающими элитами новой экономической эпохи (тем самым «креативным классом»), лежит в области сугубо технологической. Точнее — в управленческой.

Вот пример метаморфоз, произошедших с основополагающими принципами менеджмента под влиянием процессов, далеких от идеологического противостояния.

  • Вчера, в организационную эпоху, эффективная власть представлялась централизованной. Сегодня, в эпоху экономики знаний, эффективная власть — распределенная, максимально приближенная к очагу появления проблем.
  • Вчерашняя управленческая структура — иерархия (символ — пирамида). Сегодня — целевой проектный подход (символ — сеть).
  • Вчерашний тип эффективного производственного поведения — человек-функция. Сегодняшний — независимый партнер.
  • Вчерашний тип эффективного руководителя — авторитарный технократический босс, а способ реализации власти — приказ. Сегодня в честной конкурентной борьбе почти всегда побеждает руководитель с выраженными компетенциями тренера, заботящегося о достижениях команды. Способ реализации власти при этом — партнерство, закрепленное в договоре.
  • Вчерашний тип лидерства — доминирование любой ценой. Сегодняшний — «ухаживание за клиентом».

Ученые всего мира давно предсказывали коллапс негибких структур бизнеса и государственной власти, которые не сумеют или не захотят подстраиваться под новые обстоятельства, продиктованные новой экономикой и новыми экономическими классами. Проблема ригидных властей состоит в том, что новый технологический уклад порождает новые ценности. И игнорировать эти ценности уже нельзя — на них зиждется экономическая эффективность.

Об этом в середине прошлого века предупреждал Питер Друкер: «Попытка подкупить работников интеллектуального труда, на которых держатся (высокотехнологичные) индустрии, просто-напросто не сработает… Успех подобных индустрий, основанных на знаниях, зависит все чаще от умения таким образом организовать работу компании, чтобы привлечь, удержать и мотивировать интеллектуальные кадры. Когда этого уже нельзя будет добиться, апеллируя к их алчности, как мы пытаемся делать сейчас, придется удовлетворять их ценностные запросы, а также обеспечить их общественное признание и определенную долю власти. Этого можно будет достичь, переведя их из ранга подчиненных в управленцы и сделав наемных сотрудников — сколь угодно высокооплачиваемых — равными партнерами».

По сути дела Майдан и Болотная — это протест людей, которые хотят, чтобы с ними обращались, как с партнерами, против тех, кто хочет видеть в них подчиненных.

Поняв, что с новыми запросами креативного класса ничего сделать нельзя, мировой бизнес пошел на уступки и сменил тактику экономического принуждения и подкупа, о чем писал Друкер, на тактику ухаживания за талантами. Бизнес понять можно: нельзя же резать курицу, которая несет тебе золотые яйца! Но для государственной власти, особенно в России этот пример совсем не обязательный. Наша власть всегда жила с нефти, а не с талантов.

Вот мы и наблюдаем сегодня, как организационно-управленческий конфликт двух элит умело подменяется антагонистическим идеологическим. Цель? Не отдавать управление страной. Инструмент? Недобросовестная конкуренция отмирающих элит, цепляющихся за привычные ей способы контроля над страной. Прогноз? Либо мы потеряем страну, либо новые элиты сумеют выстоять и победить.

Читайте по теме: