Азиаты больше ценят творческий подход и интуицию, чем европейцы | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Азиаты больше ценят творческий подход и интуицию,
чем европейцы

В важности творческого подхода уверены девять из десяти лидеров из стран АСЕАН по сравнению со всего лишь с 54% в Евросоюзе.

Автор: Франческа Лагерберг

Азиаты больше ценят творческий подход и интуицию, чем европейцы

читайте также

«В благотворительности не должны работать бессребреники, это заблуждение»

Михаил Бондарев

Как избежать конфликтов в семье из-за удаленной работы

Джессика Кеннеди,  Мара Олекалнс

Хозяин — барин

Артем Генкин

«В конце жизни ты будешь жалеть об этом»: как спастись, если вы всегда на связи

Джон Хэкстон

Различаются ли стили руководства в разных точках земного шара? Это один из вопросов, который рассматривается в нашем недавнем международном исследовании бизнеса. Мы попросили 3400 бизнес-лидеров из 45 стран ответить, насколько, по их мнению, важны определенные качества для хорошего руководства.

Закономерности их ответов указывают на некоторые занимательные культурные особенности. Хотя в главных чертах — честности, коммуникативности и позитивном взгляде на вещи — все респонденты почти единогласно сошлись (уверенность и умение вдохновить также получили высокую оценку во всем мире), не все согласились по поводу важности двух других характеристик: креативности и интуиции.

В важности творческого подхода уверены девять из десяти лидеров из стран АСЕАН по сравнению со всего лишь с 54% в Евросоюзе. Обобщая, можно сказать, что часть респондентов, которых можно отнести к лагерю более «модернистских» лидеров, была больше в странах с развивающимися рынками. По сравнению с «традиционалистами», «модернисты» уделяют больше внимания интуиции и креативности, а также придают больше значения коучингу.

Это открытие весьма интригующе, но за ним сразу же следует вопрос. Возможно, наш опрос зафиксировал разрыв, который пока существует, но он уменьшается по мере того, как глобализация привносит некоторое единообразие в бизнес во всем мире. Увидим ли мы сближение стилей руководства — приближение к западному стилю — по мере наступления зрелости развивающихся экономик?

Так полагают многие. Например, Куин Миллз из Гарвардской школы бизнеса сделал такое предсказание: «По мере того как азиатские компании будут все больше зависеть от специалистов всех мастей и услуги профессионалов будут все более важны в экономиках стран Азии... руководители из этого региона будут все больше походить на западных».

У меня нет такой уверенности. Учитывая больший рост экономик развивающихся стран, лидеры бизнеса в них приобретают уверенность, позволяющую им держаться за свои подходы к управлению, которые, очевидно, работают в их условиях — или они своевременно приспосабливают западный стиль и технологии управления к быстроразвивающимся местным рынкам. Отдельное исследование Grant Thornton на тему управления в Китае обнаружило, что руководители тамошних компаний сознательно соединяют привозные и доморощенные управленческие приемы и подходы для создания нового «китайского пути» лидерства, а не копируют чужие наработки.

В процессе развития стилей руководства есть еще один по-настоящему важный фактор: женщинам все еще предстоит занять свое место в креслах руководителей. Сегодня лишь 24% топ-менеджеров — это женщины, но их доля среди руководителей высшего звена постепенно увеличивается. Растет осознание того, что многообразие — в любой сфере жизни — ведет к лучшим решениям и результатам. В настоящее время мы обладаем массой практических свидетельств того, что широкое участие женщин приносит более высокие показатели прибыли, роста, дохода от инвестиций и рентабельности фирмы. Недавно одно исследование, проведенное в Китае, выявило, что с увеличением количества женщин в совете директоров уменьшается количество случаев мошенничества. В то же время единообразие опыта часто приводит к единообразию мнений и падению качества принимаемых решений. Звучат призывы сделать советы директоров и когорты менеджеров менее «бледнолицыми и однополыми».

Мы часто слышим заявления о том, что женщины и мужчины в бизнесе главным образом отличаются стилем руководства. Например, исследования показывают, что женщины-начальники по преимуществу более демократичны и вовлечены в жизнь предприятия, чем их коллеги-мужчины. Также в научных работах доказано, что в качестве инвесторов женщины меньше рискуют и, если речь идет о домохозяйствах, вкладывают более значительную часть общих доходов в семейные и общественные дела.

Сравнивая тренды в разных частях света, мы видим, что женщины более широко представлены в высших эшелонах компаний из Восточной Европы и Юго-Восточной Азии. Может быть, нельзя назвать совпадением тот факт, что наше исследование обнаружило больше открытости к креативности и интуиции, а также больше значения, придаваемого умению делегировать полномочия, именно там, где больше женщин-руководителей. В любом случае эти регионы, обладающие большей долей женщин среди топ-менеджеров, имеют все шансы быстрее достичь гармоничного управленческого стиля в будущем.

Последний тренд в области принятия решений — исходить из аналитических данных, и это, разумеется, представляется прогрессивным во многих сферах, где ранее выбор совершали на основе «шестого чувства». Но до сих пор множество решений в бизнесе нельзя свести к данным и подсчетам, поскольку они оперируют вероятностями в будущем или связаны с компромиссом между конкурирующими корпоративными ценностями. Можно утверждать, что именно в таких решениях, требующих творческого подхода и интуиции, наиболее ярко проявляется мастерство руководителя. В стремительно развивающемся мире, где царят цифровые технологии, креативность и интуиция могут быть решающими факторами в определении будущего компании — лидера инноваций или плетущегося в хвосте неудачника.

Читайте по теме: