Почему людей притягивают такие нарциссы, как Дональд Трамп | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему людей притягивают такие нарциссы, как
Дональд Трамп

Чем руководители-нарциссы привлекают аудиторию

Автор: Майкл Маккоби

Почему людей притягивают такие нарциссы, как Дональд Трамп

читайте также

Валерий Шульговский. Вместилище памяти

Анна Натитник

Стресс-служба: почему боссы унижают лучших сотрудников

Шери Мосс

Не убеждайте клиентов, просто меняйте их поведение

Арт Маркман

Корпоративные анекдоты. Часть вторая

Борис Щербаков

Дональд Трамп — настоящий феномен. Миллиардер и звезда телевидения, он продолжает добиваться успехов в президентской кампании, и этот факт отчетливо свидетельствует, что Трамп задевает чувствительные струны души многих своих избирателей. Это в свою очередь приводит в замешательство тех многочисленных граждан и экспертов, которые предрекали, что заносчивость и резкость Трампа вкупе с его претенциозными заявлениями обрекут миллиардера на скорый провал среди избирателей-республиканцев. Как же так получилось, что, несмотря на выходки, которые вряд ли сошли бы с рук даже школьнику, отношения кандидата с его сторонниками только продолжают улучшаться и крепнуть? Что в Трампе так приглянулось избирателям?

Ответ на этот вопрос заключается не только и не столько в предвыборной программе Трампа, сколько в его жизненных достижениях. В отличие от соперников он своими руками сколотил огромное состояние, а потому с полным правом может заявлять, что он не принадлежит никому, кроме самого себя. В то же время его противники — марионетки в руках богатых спонсоров, к которым поклонники Трампа относятся с недоверием.

Однако еще сильнее избирателей привлекают в Трампе его личностные качества. Он не дает собой помыкать и никому не спускает оскорблений. На удар он отвечает ударом. Он не боится задеть чувства критиков или уколоть любого из оппонентов Америки. В этом Трамп по типу личности напоминает харизматичных лидеров, которые появлялись во времена больших потрясений и неопределенности, когда люди готовы были последовать за сильным вождем, обещающим привести их в светлое будущее. Зигмунд Фрейд называл людей с подобным типом личности «нормальными нарциссами» и описывал их как особ независимых и не поддающихся запугиванию, также отмечая, что они склонны к агрессии и всегда готовы действовать. Кстати, Фрейд и себя относил к этой группе. Он видел в нарциссах стремление вести за собой и изменять мир. Подобные личности могут обладать большим обаянием, и исследования действительно подтверждают, что большинству из нас нравятся нарциссы в роли лидеров.

Я проделал большую работу по изучению такого рода лидеров, которых я называю «продуктивными нарциссами». Результаты моих изысканий были впервые опубликованы в Harvard Business Review в 2000 году в статье «Narcissistic Leaders: The Incredible Pros, the Inevitable Cons» (которая потом легла в основу моей книги). Я писал, что, подобно Эндрю Карнеги, Джону Рокфеллеру и Генри Форду более века назад, продуктивные нарциссы, такие как Стив Джобс, Билл Гейтс и Ларри Эллисон, использовали новые технологии для создания своих компаний. Однако я также показал, что люди с подобным складом личности, как бы незаурядны они ни были, потенциально подвержены одной слабости, которая способна стать причиной их краха.

Они могут так увлечься своими идеями, что потеряют связь с реальностью. Самомнение их может настолько раздуться, а обидчивость так зашкалить, что они станут бросаться на любого подчиненного, посмевшего в них усомниться. Они могут вести себя так, словно правил для них не существует. Это может кончиться тем, что они полностью замкнутся в своем мирке.

Те из продуктивных нарциссов, кто выдерживает испытание «медными трубами», признают свои слабости и стараются их компенсировать. Несколько лет назад меня пригласили на встречу итальянских бизнесменов, правительственных чиновников и ведущих ученых, как раз чтобы обсудить нарциссических лидеров. Тогда эта тема всех живо интересовала в связи с правлением премьер-министра Сильвио Берлускони — нарцисса грандиозных масштабов. На той встрече глава итальянского сената согласился со мной, что лидеры-провидцы являются продуктивными нарциссами. Но, сказал он, чтобы поддерживать свой успех, им нужно уметь притворяться скромными.

Многие лидеры прошлого понимали это. Бенджамин Франклин писал в своей автобиографии, что люди его не слушали, потому что считали высокомерным. Когда он сменил тон и предложил свои идеи в скромной манере, это дало положительные результаты. Томас Джефферсон и Авраам Линкольн весьма преуспели в искусстве смирения. Но что еще важнее для продуктивных нарциссов, если они хотят добиться успеха, — это иметь в своем окружении людей, которые помогут им не утратить связи с реальностью. Стиву Джобсу пришлось уйти из Apple, когда он попытался единолично править компанией и настроил против себя коллектив. После своего возвращения благодаря партнерству с Тимом Куком и Джони Айвом он смог привести компанию к величию. Джефферсон доверял Джеймсу Мэдисону, а Линкольн — Уильяму Сьюарду, поскольку оба понимали, что их подчиненные дополняют их сильные стороны. На своем веку я встречал руководителей-нарциссов, которым настолько «срывало крышу» от успеха и лести поклонников, что они полностью отвергали своих ближайших сподвижников, пытавшихся удержать их от необдуманных действий. То же справедливо и для лидеров наций. Когда Наполеон отправил в отставку своего советника Талейрана, не стало никого, кто мог бы отговорить его от провального вторжения в Россию.

Нарциссическим лидерам, которые обращались ко мне за консультациями, требовалась помощь в понимании своих подчиненных и партнеров. Они желали контролировать свою склонность выходить из себя при первом же намеке на критику. Им хотелось преодолеть свою уязвимость от подхалимов и лизоблюдов и научиться ценить партнеров, режущих «правду-матку». Один руководитель-нарцисс, который нередко наводил ужас на подчиненных своими вспышками гнева, обратился ко мне с тем, чтобы я помог ему понять самого себя и своих сотрудников. Когда он сообщил своей команде, что работает со мной, даже те, кто относился к коучингу скептически, стали убеждать его продолжить наши занятия. Немного умения «познать самого себя» привело к большим переменам в его взаимоотношениях.

Последователям нарциссов тоже необходимо отойти на некоторое расстояние, чтобы взглянуть на все под другим углом. Люди, попавшие под влияние харизматичных нарциссов, в бизнесе или в политике, часто не в состоянии адекватно оценить программу своего лидера и его способность ее осуществить. Реалистичны ли его намерения? Каким образом они будут реализованы? К каким результатам они приведут в долгосрочной перспективе? Есть ли у данного конкретного лидера надежные советники, чтобы удержать его от опрометчивых решений?

Лидеры-нарциссы способны создавать как Apple, так и Enron. Подобно Линкольну и Нельсону Манделе, они могут изменить мир к лучшему или же, как Наполеон и Гитлер, привести своих последователей к катастрофе. В конечном счете, немалая часть заслуг в случае их успехов, а также вины в случае поражений лежит на тех, кто следовал за ними.

Об авторе. Майкл Маккоби — психоаналитик, антрополог, консультант по менеджменту, основатель и президент консалтинговой компании Maccoby Group; в 1978—1990 годы возглавлял программу по технологии, публичной политике и гуманитарному развитию в школе государственного управления Дж. Ф. Кеннеди Гарвардского университета; одна из его самых известных книг — «Продуктивный нарциссизм: надежда и риск визионерского лидерства» (The Productive Narcissist: The Promise and Peril of Visionary Leadership. Broadway Books, 2003).