Краткая история китайского экономического чуда | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Краткая история китайского
экономического чуда

Понадобится пересмотреть роль государства в Китае и всю законодательную систему.

Автор: Линда Юэ

Краткая история китайского экономического чуда

читайте также

Как пандемия повлияла на требование о высшем образовании

Джозеф Фуллер,  Кристина Лангер ,  Мэтт Сигельман

Все сложно: три способа понять свои и чужие чувства

Сьюзен Дэвид

Консультантам не помешает реальный опыт

Скотт Беркун

Почему людей притягивают такие нарциссы, как Дональд Трамп

Майкл Маккоби

Всего тридцать лет назад Китай принадлежал к числу беднейших стран мира. Ему удалось совершить невероятный рывок и всего за три десятилетия сделаться второй по значению экономической державой мира. Факторы этого успеха все еще не полностью выявлены и осмыслены. Сейчас, когда столько спорят о причинах замедления экономики КНР и дальнейших путях ее развития, будет полезно проанализировать причины ее роста и подумать, чем может быть обеспечено дальнейшее развитие.

Прежде всего присмотримся к эффективности капитала и труда. Экономисты привыкли замерять «совокупную производительность факторов производства», то есть сколько продукции приходится на единицу капитала и на отдельного работника. Некоторые исследователи отмечают заметное улучшение совокупной производительности с тех пор, как в 1979 году Дэн Сяопин начал проводить экономические реформы. По их оценкам, именно совершенствование совокупной факторной производительности (СФП) привело к повышению ВВП на 40%, и примерно такой же рост обеспечили и инвестиции. С середины 1990-х наблюдается замедление СФП. В 2005 году ОЭСР оценила средний рост СФП в 3,7% в год за период 1978—2003 годов, но к концу этого периода темп роста снижается до 2,8% в год.

Объяснения такого снижения роста даются разные, но в Поднебесной это совпало с медленным ростом доходов от сельского хозяйства и широко распространившейся неэффективностью производства, в то время как эффект от перехода государственного имущества к частным владельцам уже потихоньку сходил на нет затухал. Например, в одной из статьей доказывалось, что производительность работников существенно возрастает, когда они переходят из государственного сектора, где мало что мотивирует их трудиться качественно, в частные компании. Однако после первоначального рывка производительность растет уже не так быстро. Большинство госпредприятий удалось приватизировать во второй половине 1990-х годов, их число сократилось к началу 2000-х с нескольких миллионов до 300 000 тысяч. Иными словами, хотя пространство для маневра и структурных реформ еще остается, в том числе продолжается урбанизация и люди переходят с малопроизводительных ферм на более продуктивные (и выгодные с финансовой точки зрения) городские работы, возможности для крупных однократных скачков сокращаются и едва ли смогут стать в будущем основным источником роста. Согласно расчетам, около 8% прироста ВВП в Китае обусловлено перетеканием ресурсов из государственного сектора в частный.

Читайте материал по теме: Китай: мифы и реальность

А как же насчет прямых иностранных инвестиций, совместных предприятий и других форм участия развитых стран в экономике КНР? Они, конечно, тоже влияли на китайскую экономику во второй половине 1990-х годов. Наше с Джоном ван Рененом совместное исследование показало, что без совместных предприятий, способствовавших распространению знаний и технологий, ежегодный рост ВВП был бы ниже на 0,43—1%, если бы Китай опирался только на внутренние инновации. Таким образом, перемещение активов и воспроизводство чужого ноу-хау (что не так уж хорошо, когда происходит пиратским способом, без оплаты лицензий) отвечает за треть или даже две трети совокупной факторной производительности. Предполагается, что СФП, основанная на инновациях и технологическом прогрессе (независимо от иностранных инвестиций) обеспечивает от 5 до 14% роста ВВП страны.

Второй ключевой фактор экономического роста — вопрос о том, насколько с ростом вложений, то есть капитала или числа работников, растет итоговый результат. Многочисленные исследования показали, что экономический рост Китая в основном обеспечивается интенсификацией труда, а инвестиции остаются в основном фиксированными. По оценкам, от 10 до 20% роста ВВП связано с фактором труда, и до половины — с капиталом. Но важно также понять, какая доля приходится на квалифицированных специалистов, то есть на человеческий капитал. Ведь для роста недостаточно просто увеличить число работников, важно их качество. Ряд экспертов напоминают, что экономический рост, основанный на повышении уровня образования и навыков, будет более устойчивым. Человеческим капиталом обусловлено от 11 до 15% роста китайской экономики. Таким образом, данные факторы (капитал и труд) отвечают за 60—70% роста.

Читайте материал по теме: Как западному бизнесмену завоевать доверие китайских партнеров

Итак, аккумуляция капитала обеспечивает до 3,2% от роста производительности в 7,3% на работника в период с 1979 по 2004 гг., а СФП отвечает за 3,6%. С началом политики открытых дверей, объявленной в начале 1990-х, аккумуляция капитала обеспечила 4,2% от усиленного (8,5%) роста и превысила даже вклад СФП (3,9% за тот же период). Эти подсчеты наводят на мысль, что это обеспечило экономический рост Китая примерно наполовину, что совпадает с другими оценками, которые также связывают экономический рост этой страны больше с аккумуляцией капитала, чем с ростом факторной производительности. Это означает, что следующая стадия роста должна сосредотачиваться на СФП или же на повышении производительности основных факторов роста. Теперь уже необходимо выжать из работников и капитала как можно больше — и это, пожалуй, самый сложный вызов для экономики, которая ищет новые пути к процветанию.

Чтобы еще тридцать лет поддерживать устойчивый рост, Китаю нужно совершенствовать не только технологии и инвестировать в человеческий капитал, но и реформировать законодательство, пересмотреть роль государства в экономике, найти баланс — то есть увеличить внутреннее потребление и бюджетные расходы, чтобы внутренний рынок рос быстрее экспорта и чтобы экономика смещалась в сторону сектора услуг и чтобы темпы урбанизации не замедлялись. При этом также должны расти доходы основной массы населения одновременно с большей либерализацией рынка, открытостью и переходом к конвертируемому на международных биржах юаню.

Читайте материал по теме: Думать по-китайски

Для достижения всех перечисленных выше целей понадобится пересмотреть роль государства в Китае и всю законодательную систему. Сохранение крупных госпредприятий и неравного положения частных компаний, как иностранных, так и собственных, порождают сомнения в эффективности китайского рынка и его способности проскочить ловушку «страны со средним уровнем доходов». Как известно, многие страны замедляются, достигнув именно среднего уровня доходов на душу населения. Чтобы Китай реализовал свой потенциал экономической сверхдержавы, ему потребуется и реформа на уровне не только макро-, но и микроэкономики. Поэтому без существенных структурных преобразований обойтись не удастся.

Читайте по теме: