Что нужно знать об истории России ХХ века | Большие Идеи

・ Феномены

Что нужно знать об истории России
ХХ века

Катастрофа в районе Цусимы до сих пор производит чудовищное впечатление, сравнимое разве что с гибелью Помпеи.

Автор: Мариэтта Чудакова

Что нужно знать об истории России ХХ века

читайте также

Книги для бизнеса

Евграфова Елена подготовила

Эмоции клиентов как наука

Алан Зорфас,  Дэниел Лимон,  Скотт Мэгидс

Какую пользу принесут большие данные отделу кадров

Байтеряков Сергей

Молчать о главном: помогите людям сделать правильный выбор

Гольдштейн Дэниел,  Джонсон Эрик,  Хейтман Марк,  Херрман Андреас

Героический эпизод морского боя в самом начале войны стал широко известным.

Через 16 дней (!) после гибели обоих судов в петербургской газете «Русь» напечатано стихотворение рижского банковского служащего, по совместительству поэта, Я. С. Репнинского под названием «Варяг». Студент Юрьевского (будущего Тартуского) университета Федор Богородицкий положил их на музыку.

В России запели песню «Плещут холодные волны…», которую вскоре признали народной (авторов находили впоследствии путем упорных разысканий).

А вскоре в Мюнхене, в журнале «Jugend» («Юность») австрийский поэт Р. Грейнц напечатал стихотворение «Der “Warjag”». В России его быстро перевели и так же быстро 16-летний военный музыкант положил стихи на музыку.

Возникла любимая в России до сих пор песня: «Наверх вы, товарищи, все по местам! Последний парад наступает!..»

Пенье этих двух песен «царской России» не поощрялось в первые советские десятилетия. В официальный оборот они вернулись только в годы Великой Отечественной войны.

Война с Японией не была популярна в народе. Будущий премьер П. А. Столыпин сказал в кругу семьи: «Как может мужик идти радостно в бой, защищая какую-то арендованную землю в неведомых ему краях?».

…Столетие спустя капитан 1-го ранга в отставке И. Смирнов писал в петербургской «Морской газете», что японцы считали — им нужно вернуть несправедливо отторгнутые у них территории, и это их воодушевляло: «У русских такого не было».

С Дальнего Востока каждый день приходили тяжелые сообщения.

31 марта, выходя с порт-артурского рейда в открытое море, подорвался на минах флагман российского Тихоокеанского флота броненосец «Петропавловск». Погибли 689 матросов и офицеров.

Погиб главнокомандующий — знаменитый адмирал Макаров — тот, кто первым начал строить миноносцы, совершил кругосветное путешествие на корвете «Витязь» и построил первый в России ледокол «Ермак».

Погиб и известный художник Василий Верещагин, автор «Апофеоза войны» (гора черепов с пустыми глазницами), отправившийся на край России с целью запечатлеть войну.

Россия имела три флота — Черноморский, Дальневосточный и Балтийский. Было решено, что терпящему бедствие Дальневосточному флоту поможет Балтийский. База его была в Кронштадте. Нужно было преодолеть 18 тысяч км морского пути. И успеть до наступления холодов.

Сегодня многие военные историки считают это решение ошибкой. Организованная наспех Вторая Тихоокеанская эскадра не была готова к такому походу. Например, «совсем недопустимым было наличие на кораблях ковров, штор, деревянной мебели, мягкой обивки» — прогулочно-туристической роскоши, подверженной возгоранию. «…Один германский военный специалист, увидев интерьеры военных кораблей, пришел в ужас и заявил, что на германском флоте за такое предают суду»*.

Команда пустилась в огромное плавание 1 октября 1904 года. Возглавлявший эскадру вице-адмирал Рожественский «не верил в успех похода и оказался прав. Рок буквально преследовал эскадру.

<…> В Дакаре Рожественский распорядился загрузить двойную норму угля.<…> За один только час — с пяти до шести вечера 17 ноября 1904 года — “Аврора” приняла на борт 1300 тонн угля, что несказанно порадовало командира». Судовой врач, не понимая последствий этой погрузки для здоровья экипажа, восклицал: “Участие принимают решительно все. Белоручек нет. Франтоватых офицеров не узнать — все превратились в эфиопов”. Но «вскоре угольная пыль в сочетании с влажной экваториальной атмосферой пропитала судно сверху донизу и стала причиной смерти нескольких моряков, сутками вдыхавших загрязненный воздух» (Сорвина М. С. 52. Курсив наш).

Моряки готовились к плохому. Для поддержания морального духа руководством был предпринят «эксцентричный шаг: для команды по всему побережью приобретались экзотические животные, призванные отвлечь моряков от мрачных предчувствий. Эскадра превратилась в плавучий зверинец, состоявший из невиданных животных и птиц. Это стало причиной новой паники: на этот раз ее вызвали ползающие по палубе крокодил и ядовитая змея, которая потом обвилась вокруг пушки и укусила капитана» (Сорвина М. С. 53). Чудеса, да и только…

Уже на Мадагаскаре вице-адмирал «слег с высокой температурой, а его начальник штаба Фёлькерзам перенес кровоизлияние в мозг и частичный паралич, поэтому не выходил из каюты. Экипаж проводил время в тавернах, игорных домах и борделях. Команда пьянствовала, у одного из матросов обнаружили запасы сигарет, начиненных опиумом. Случались и преступления. <…> Дизентерия, малярия и брюшной тиф унесли несколько жизней. Моральный дух моряков был на исходе <…>. И совершенным абсурдом стало прибытие в Африку долгожданного корабля “Иртыш” с вещами для русского флота: оно было загружено меховыми пальто и унтами» (Там же. Курсив наш).

В феврале 1905 года сухопутное сражение под Мукденом оказалось неудачным для России. В память о нем год спустя родился вальс «На сопках Манчжурии».

По прибытии эскадры 14 мая 1905 началось морское сражение близ Цусимы. Погибла вся команда эскадренного броненосца «Александра III» — 867 человек. Другое судно потеряло 935 человек во главе с командиром. Из 866 человек команды «Бородино» остался в живых только один матрос. Один из капитанов, будучи ранен, отказался покинуть тонущее судно.

«Катастрофа в районе Цусимы до сих пор производит чудовищное впечатление, сравнимое разве что с гибелью Помпеи. Японские потери составили 3 торпедных катера, 116 погибших и 530 раненых, но их невозможно сравнить с русскими потерями. Русский флот фактически за два дня лишился 21 корабля, в том числе 7 линкоров. Погибли три адмирала и почти 4500 моряков (по другим данным — более 5 тысяч. — М. Ч.). 7300 человек оказались в плену. Едва ли Россия когда-либо несла такие огромные и бессмысленные потери. Адмиралы и капитаны, гордость русского флота, уходили на дно вместе со своими кораблями.

К вечеру 14 мая 1905 года Вторая Тихоокеанская эскадра перестала существовать» (Указ. соч. С. 54-55).

*Сорвина М. Предупреждение судьбы // Неизвестная война. Правда о Первой мировой. Ч. I. М., 2014. С. 36.