Как рост индивидуализма в Китае отражается в именах, песнях и ценностях | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как рост индивидуализма в Китае отражается в именах, песнях
и ценностях

В предыдущих исследованиях мы убедились, что отношение к досугу — ключевой маркер индивидуалистических ценностей.

Авторы: Си Цзоу , Хуацзянь Цай

Как рост индивидуализма в Китае отражается в именах, песнях и ценностях

читайте также

Что делать, если коллега скорбит

Джанпьеро Петрильери,  Салли Мэйтлис

«Мы хотим, чтобы менеджеры снова стали живыми людьми»

Джозеф Пиструи,  Димо Димов

«Хочешь сделать мир лучше — спроси у детей как»

Туристический путеводитель по смене карьеры

Джонатан Акуфф

За полвека в Китае произошли стремительные изменения. С 1979 по 2015 год китайский ВВП вырос с 2,7% от американского ВВП до нынешних 23,6%. Средние зарплаты увеличились вшестеро, а доля живущих за чертой бедности снизилась с 41% населения до 5%. Экономические перемены налицо, но как обстоят дела с культурными сдвигами? Мы провели три исследования, изучая такое явление, как индивидуализм.

Личное имя китайца обычно состоит из одного-двух, реже трех иероглифов. В первом исследовании мы проверяли, насколько часто для новорожденных подбирают уникальные или редкие имена. Мы использовали последнюю версию Статистического словаря частотности китайских иероглифов для оценки уникальности каждого из них. Далее, мы проводили анализ частотности слов, чтобы понять, возросла ли склонность родителей давать детям имена, состоящие из редких или уникальных иероглифов. Помещенные ниже графики показывают, как менялась частотность использования всех иероглифов за последние 50 лет. По аналогии с Гвинет Пэлтроу и Крисом Мартином, которые назвали свою дочь уникальным именем Эппл, китайские родители все чаще подыскивают нетипичные и малоизвестные иероглифы, составляя имена своих малышей.

Второе наблюдение основано на анализе частотности употребления слов в популярных песнях. Мы проверили по 10 самых популярных песен из рейтинга Китайского Национального радио в период с 1970 по 2010 год, а затем посчитали частность двух группы слов: местоимений первого лица единственного числа (я, мне, мое) и первого лица множественного числа (мы, нас, наш). Как показывает приведенный ниже график, местоимения единственного числа в последние четыре десятилетия употребляются с нарастающей частотой, а множественного — все реже. В восьмидесятые, пока мы росли, часто можно было услышать песни, в которых все ее послание было от лица «мы»: «Мы — цветы страны, мы — будущее страны» и т. д. Теперь таких песен почти нет.

Данные для последнего анализа мы позаимствовали у World Value Survey (Международное исследование ценностей). WVS — крупнейший из современных проектов по исследованию ценностей, отношений к различным аспектам повседневной жизни и религии людей в разных странах мира. Оно проводится с 1989 года и охватывает 65 стран. В первую очередь участникам задают вопрос, насколько важны для них семья, друзья, досуг, политика, работа и религия.

Читайте материал по теме: Китай: мифы и реальность

В предыдущих исследованиях мы убедились, что отношение к досугу — ключевой маркер индивидуалистических ценностей. Анализируя данные WVS, мы увидели, как значение досуга в глазах китайских участников проекта из года в год возрастает, а важность работы снижается. Мы распределили респондентов по трем возрастным группам и проследили изменения для каждой из них на протяжении последних трех десятилетий.

Мы сопоставили изменения в Китае с данными по другим странам, занимающих лидирующие позиции в глобальной экономике, и потому сверили ответы японцев и американцев. Как показано на верхнем графике, для Китая отмечается значительное увеличение роли досуга в жизни и снижение роли работы. Эти результаты также указывают на то, что хотя Китай и Япония обычно считаются типично коллективистскими культурами, между ними существуют принципиальные отличия, которые еще резче проявились за последние десятилетия в сфере труда и досуга, и обратную картину мы видим, когда сравниваем Поднебесную со Штатами.

Читайте материал по теме: Думать по-китайски

Когда мы показали эти результаты группе китайских бизнесменов и топ-менеджеров, один гендиректор поделился с нами внутренней информацией: «У меня в компании работают представители трех заметно отличающихся друг от друга поколений китайцев — рожденные в 90-е годы, в 80-е и 70-е. У них разные предпочтения, их вдохновляют совершенно разные виды бонусов, отличаются они и стилем своей работы». Хотя уровень индивидуализма в Китае пока еще не превзошел американские показатели, нарастающая склонность к нему означает, что существенный сдвиг в китайском обществе по сравнению с дореформенным периодом уже произошел и он, несомненно, отразится на будущем китайского бизнеса.