В ожидании роботов: чем интересен и страшен искусственный интеллект для простых людей | Большие Идеи
Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В ожидании роботов: чем интересен и страшен искусственный интеллект для простых людей

Лесли Гейнс-Росс
В ожидании роботов: чем интересен и страшен искусственный интеллект для простых людей
hbr.org

В 1942 году писатель и профессор Айзек Азимов представил свои «Три закона робототехники». Это одна самых известных попыток сформулировать действенные правила интеграции искусственного интеллекта (или ИИ) в человеческое общество. С тех пор многие фантасты, философы, ученые и прочие мыслители брались за эту тему в попытке оценить все за и против ИИ. И внимание к этому вопросу со временем только росло.

В сентябре 2016 года пять крупнейших технологических компаний (Google, Facebook*, Microsoft, IBM и Amazon – прим. ред.) объединили свои усилия в рамках «Партнерства по искусственному интеллекту во благо людей и общества» с целью убедить людей в том, что ИИ существует не только для массового производства роботов-убийц. А уже в октябре Белый дом выпустил доклад, озаглавленный «Подготовка к будущему искусственного интеллекта». В нем обсуждались возможные применения ИИ, а также его влияние на общество, как положительное, так и отрицательное.

В то же время мы куда реже слышим мнения обычных потребителей о том, что они думают о потенциальных достоинствах и недостатках ИИ? Способны ли эти технологии помочь или же они несут вред миру? Это мы и решили узнать.

В июне 2016 года моя компания (Weber Shandwick) совместно с KRC Research провела онлайн-опрос 2100 потребителей пяти региональных рынков (США, Канада, Великобритания, Китай и Бразилия) с намерением выяснить их отношение к ИИ. В наше исследование вошло множество вопросов, включая следующие: какими устройствами, основанными на технологиях ИИ, они владеют, какие задачи они бы доверили выполнять ИИ без помощи человека, что в ИИ вызывает у них наибольшие опасения и каким информационным источникам они доверяют больше всего, когда речь идет об ИИ. Также мы провели телефонные интервью со 150 руководителями, ответственными за маркетинг и продвижение брендов в своих организациях, в Соединенных Штатах, Великобритании и Китае.

То, что мы обнаружили, немало нас удивило. Да, действительно, потребителей беспокоят вопросы потенциальной потери рабочих мест, проблемы с безопасностью и вмешательством в частную жизнь. Тем не менее в целом они относятся к ИИ скорее благосклонно. Вот лишь некоторые из полученных нами результатов.

Большинство потребителей (45%) положительно оценивают воздействие ИИ на общество. Те, кто относится к нему отрицательно, в меньшинстве (7%). Что касается влияния на частную жизнь, то большинство считает, что и здесь ИИ способен привести к положительному эффекту (52% против 7%).

Люди очень по-разному понимают, что такое ИИ. Две трети опрошенных заявили, что они имеют некоторое представление об ИИ, но лишь двое из десяти (18%) утверждали, что многое знают об этих технологиях. Треть респондентов признались, что не знают об ИИ ничего. Мы выяснили, что самой распространенной первой ассоциацией с ИИ оказались «роботы» — так ответили 22% участников.

Эти показатели немного разнятся от региона к региону. Например, в Китае потребителей, способных похвастаться своими глубокими познаниями ИИ, было почти в два раза больше, чем в других странах.

Лишь 8% от общего числа респондентов полагают, что ИИ так и останется фантастикой и никогда не получит материального воплощения. Подавляющее большинство потребителей (92%) ответило, что рано или поздно ИИ обязательно будет создан. Больше половины (52%) считает, что ИИ все еще находится на ранних стадиях разработки, а 40% верят, что проект по созданию полноценного ИИ близится к своему завершению. Четверть опрошенных пожелали, чтобы разработка ИИ ускорилась, и лишь 6% хотели бы, чтобы работа над ним полностью прекратилась. Как и следовало ожидать, отношение к скорости разработки ИИ находилось в прямой зависимости от возраста участников опроса. Доля людей, веривших в то, что разработка ИИ уже закончена, была выше среди миллениалов (19%), чем среди людей старших поколений (8% поколения X и всего 2% поколения беби-бумеров). Кроме того, миллениалы сильнее других поколений жаждали ускорить работы по созданию ИИ (32 против 28% представителей поколения X и 20% беби-бумеров).

советуем прочитать

* деятельность на территории РФ запрещена

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Выигрышная стратегия борьбы с бедностью и неравенством
Джордж Серафейм,  Роберт Каплан,  Эдуардо Тугендхат
Комплексный подход к продажам
Дадли Роберт,  Нараяндас Дэс