На работу как в спортзал: может ли обязательный фитнес мотивировать сотрудников | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

На работу как в спортзал: может ли обязательный фитнес
мотивировать сотрудников

История компании, которая повышает эффективность с помощью спортивных тренировок

Авторы: Карл Седерстрем , Торкильд Фанем

На работу как в спортзал: может ли обязательный фитнес мотивировать сотрудников
ECLIPSE_IMAGES/GETTY IMAGES

читайте также

Как на самом деле нужно вести переговоры

Взращивайте всходы уверенности

Розабет Мосс Кантер

Уроки Тони Шея

Билл Тейлор

Сделки M&A: новый подход к оценке актива

Владимир Кателкин

«Упорно трудись, и результаты не заставят себя ждать» — многие работники современной экономики знаний больше не верят в этот принцип. Они не видят на практике, как прикладываемые ими усилия влияют на эффективность компании или их собственное продвижение по карьерной лестнице. Хотя начальство часто давит на них, требуя постоянного повышения производительности, трудно не задаться вопросом «Какой в этом смысл?». Будь то маркетинг или сфера продаж, создается впечатление, что работа больше зависит от внешних факторов, причуд начальства, стратегических перемен и требований акционеров. Куда же исчезли времена, когда выше всего ценился последовательный и качественный труд?

Возможно, в мире осталось лишь одно место, где все еще действует этот принцип, — тренажерный зал. Там мы все равны перед беговой дорожкой. Существует простая и ясная связь между количеством прикладываемых усилий и конечным результатом: люди, проводящие часы напролет в зале, получают вознаграждение, а прогресс можно отследить по графикам, о которых компании и руководители подразделений могут только мечтать. Неудивительно, что простые правила (но не простые аббревиатуры) CrossFit и SoulCycle стали для многих настолько привлекательными.

Тенденция не осталась незамеченной для многих лидеров отрасли: новое поколение генеральных директоров ориентируется на этот последний бастион протестантской трудовой этики. В отличие от «трансформационного» и «аутентичного» лидерства — моделей, которые часто подвергаются критике за нелогичность и слабость —  «фитнес-лидерство», как мы его называем, представляет собой более конкретный подход. Если вы трудолюбивый сотрудник, фитнес-лидер оценит и вознаградит вас за усердную работу в офисе и спортивном зале. Он может предложить определенность, справедливость и дух товарищества в эпоху, когда работники, напротив, страдают от неопределенности, несправедливости и изоляции.

Хенрик Бунге — один из таких лидеров. Он занимает пост генерального директора и придуманную им самим должность «главного тренера» в Björn Borg, шведской компании по производству спортивной экипировки, названной в честь известного теннисиста. Прошлой осенью мы присоединились к Бунге и его сотрудникам во время «спортивного часа» — обязательной для всех сотрудников групповой тренировки, проходящей каждую пятницу с 11 до полудня. Разбившись на пары, мы что есть мочи лупили друг друга ногами и кулаками, а наблюдавший за нами инструктор по кикбоксингу кричал: «Сильнее!»

По окончании тренировки Бунге пригласил нас в модный ресторан тайской кухни, где рассказал нам о своей концепции лидерства «на стыке работы и спорта». «Возьмем, например, футболиста. Он всегда будет знать, как сыграл. Но если прийти с таким же вопросом в отдел по маркетингу, скорее всего, сотрудники не смогут ничего вам ответить», — рассуждает Бунге.

«Мы можем многому научиться у спортивной культуры», — сказал нам Бунге. Его короткая футболка не скрывала бицепсов, а волосы были мокрыми после тренировки. Бунге родился в 1973 году, однако по данным последнего фитнес-тестирования (которое каждый из 60 работающих в головном офисе сотрудников обязан проходить дважды в год), его физический возраст — 21 год.

Работа с Хенриком Бунге во многом напоминает отношения с персональным тренером. Когда в 2014 году он пришел на должность гендиректора, положение компании оставляло желать лучшего. У бренда не было идентичности, а данные бухгалтерии показывали, что у компании снизился объем выручки и стремительно падает прибыль. Бунге разработал новую стратегию развития, направленную на превращение Bjorn Borg в известный бренд спортивной одежды премиум-класса. Так, за ближайшие 5 лет планировалось удвоить объем продаж и добиться увеличения вовлеченности сотрудников в рабочий процесс до 90%. Для начала работники компании должны были стать сильнее — во всех смыслах этого слова. Нужно было усерднее трудиться, лучше оценивать цели и становиться более продуктивной командой, пояснил Бунге: «Если мы собирались реализовать поставленные задачи, каждый должен был внести свою лепту. Каждый сотрудник обязан был участвовать в командных тренировках. Я отказывался идти на какой-либо компромисс по этому вопросу».

Другими словами, успех для Бунге — это продукт как интеллектуальной, так и физической работы. Он объяснил, что чем больше задач требует его непосредственного вмешательства, тем чаще он посещает зал. В случае с компанией он полагает, что совместные занятия спортом не только помогают сохранять здоровье или поддерживать форму, чтобы лучше переносить периоды интенсивной работы. Они также позволяют приятно провести время и способствуют формированию дружеских отношений между членами команды, что помогает им достичь стоящих перед компанией целей.

Один из авторов этой статьи, заинтригованный встречей с Бунге, предпринял занявшее более года (и продолжающееся до сих пор) «этнографическое» исследование компании. С сентября 2016 года Торкильд проводит пару дней в неделю в главном офисе Björn Borg: посещает мастер-классы, совещания и тестирования физподготовки, обедает и общается с сотрудниками компании, а также участвует в «спортивных часах» (на его счету уже 25 тренировок). Благодаря его исследованию мы установили, что лидеры подразделений проводят соревнования по приседанию у стены, работники компании оценивают степень своей физической подготовки по числу сделанных отжиманий, многие играют в пинг-понг, чтобы отвлечься от монотонного ритма рабочего дня. Однажды в пятницу утром на кухню зашел один из сотрудников: он был обнажен по пояс, чтобы наглядно продемонстрировать свое достижение — шесть кубиков идеального пресса.

Работа в Björn Borg и практикуемый Бунге стиль лидерства могут показаться напряженными или даже экстремальными, но Бунге — лишь один из представителей растущего числа руководителей, практикующих «фитнес-лидерство». За последнее десятилетие соревнования по триатлону Ironman приобрели такую популярность среди руководителей высшего звена, что они даже организовали отдельное соревнование Ironman Executive ChallengeС 2001 по 2011 гг. вдвое возросло число генеральных директоров, финишировавших хотя бы в одном марафоне. Как свидетельствуют результаты проводившегося в Швеции опроса 3000 менеджеров, 90% опрошенных полагают, что физическая активность позитивно влияет на их лидерские способности.

Однако правы ли Бунге и другие разделяющие его приверженность «фитнес-лидерству» руководители, утверждая, что работу в офисе можно сравнить со спортом или что умственный труд и физическая нагрузка могут благотворно влиять друг на друга? Следует признать, что ряд исследований подтверждает позитивную связь между физической активностью и когнитивной деятельностью. Кроме того, после прихода Бунге на должность генерального директора в Björn Borg был зафиксирован рост ключевых показателей эффективности труда. Так, в период с 2013 по 2016 гг. объем чистой прибыли увеличился на 27%, а операционная прибыль возросла втрое. В 2016 году уровень вовлеченности работников в рабочий процесс повысился на 3%, составив 75%. Бунге также отмечает, что инвестиции в общее состояние здоровья и сбалансированное сочетание трудовой и личной жизни — включая проведение мастер-классов по управлению стрессом и важности сна — оказали благотворное влияние на жизнь его сотрудников. Гендиректор компании гордится достигнутым прогрессом и переменами на рабочих местах, но если Björn Born намерены реализовать свою стратегию развития до 2019 года, в ближайшие 3 года перед ними по-прежнему будет стоять задача увеличить продажи на 56% и повысить вовлеченность сотрудников в рабочий процесс еще на 15%.

Есть и негативные моменты: по-прежнему отсутствуют какие-либо подтвержденные научным сообществом доказательства существования взаимосвязи между физической формой генерального директора и стоимостью его компании. Кроме того, неясно, могут ли спортивные достижения работника каким-то образом смягчить последствия корпоративной политики получения краткосрочных выгод (например, проведения сокращений или реструктуризации) или повысить степень удовлетворения от работы (даже если спорт способствует улучшению их жизни в целом).

Несмотря на то, что большинство сотрудников Björn Borg, с которыми удалось поговорить Торкильду, полностью разделяют концепцию «фитнес-лидерства», у этого подхода есть и противники. Неоднократно высказывались критические замечания о практикуемом Бунге подходе, начиная с его склонности мотивировать работников криками «Давайте, ребята!» до жалоб на обязательные занятия спортом. Иногда они и правда кажутся выходящими за грани разумного: например, однажды по окончании выездного семинара по тимбилдингу сотрудникам было предложено перебраться через небольшой залив, держась за веревку и находясь по пояс в воде.

Некоторые сотрудники также негативно отзывались о текучке кадров: с 2014 по 2016 гг. число увольнений по собственному желанию в компании возросло с 8 до 25%. Руководство Björn Borg признало этот факт, однако заявило, что считает эту тенденцию позитивной, поскольку благодаря ей компания смогла подобрать новых сотрудников.

Неужели генеральные директора правы, утверждая, что приобретенный в спортзале опыт можно легко перенести в офисную среду, или это лишь полет их фантазии?

Бунге не задается такими вопросами. Когда мы спросили его, считает ли он, что физическая нагрузка позволяет эффективнее справляться с работой, он тут же ответил: «Разумеется!»

В защиту Бунге можно сказать, что он по-прежнему остается реалистом. В тайском ресторане мы поинтересовались, что он думает о знаменитых лидерах — например, Уинстоне Черчилле, чья физическая подготовка не отвечает современным стандартам. «Черчилль был лидером своего времени. Он был гением, — ответил Бунге, закончив обед. — Но я не думаю, что он бы стал участвовать в моих групповых тренировках. Возможно, он послал бы меня к черту».

Об авторах. Карл Седерстрем — доцент кафедры теории организаций Стокгольмского университета и соавтор книги Desperately Seeking Self-Improvement

Торкильд Фанем — профессор менеджмента и теории организаций Стокгольмского университета.