Голые некороли | Большие Идеи

・ Феномены


Голые некороли

«В последние годы отечественные производители стали сдавать позиции. Я предлагаю читателям HBR высказаться: в чем вы видите причину тех сложностей, с которыми столкнулись российские производители?» Блог Андрея Бережного, Ralf Ringer.

Автор: Андрей Бережной

читайте также

Три обязательных условия функционирования горячей линии в компании

Галина Ефремова

Как бизнес-школы влияют на будущие решения руководителей

Зи Вук Юнг,  Тайкзин Шин

Папа в ловушке: пять советов отцам, у которых работа отнимает всё

Скотт Бисон

С правом на ошибку

В одном из майских номеров журнала «Эксперт» вышла статья «На голом энтузиазме». Актуальный материал. Про то, что в последние годы отечественные производители стали сдавать позиции, и причина происходящего во многом в том, что (цитирую Александра Нечаева, Faberlic) «сегодня на нижнем уровне власти бизнес обирают, а на высшем — не видят, просто не замечают».

Но применительно к теме данного блога интересна даже не столько сама статья (хотя в ней поднимается вопрос эффективности и конкурентоспособности производства в России), сколько реакция на нее читателей.

Я предлагаю читателям HBR и посетителям этого блога высказаться: в чем вы видите причину тех сложностей, с которыми столкнулись российские производители? Со своей стороны, как один из экспертов, которых опросили при подготовке той статьи, хочу остановиться на отдельных комментариях к ней.

Алексей Никоноров: «Беда не в том, что государство обделяет вниманием, а в какой-то просто нелепой неээфективности управления компаниями.

Никто не следит за расходами, бюджетированием не занимаются. Все процессы выстроены хаотично. Ничего не прописано. У большинства компаний отсутствует нормальная IT-система, что не позволяет наладить более или менее приличную отчетность. Соответственно, отсутствует возможность для хоть какого-нибудь приличного анализа. Ассортимент либо раздувается до умопомрачительных размеров, либо в нем постоянные «дыры». Розницей толком не занимаются, стандарты не то что нигде не прописаны, но если они и бывают, никто не занимается их внедрением. На местах продаж — просто полный кошмар и непрофессионализм.

Соответственно, с одной стороны — отсутствие контроля за расходами, что сокращает прибыль, делает продукцию менее конкурентоспособной. С другой стороны — деньги просто недополучаются в местах продаж из-за низкого профессионального уровня персонала и убогой презентации товара, оформления мест продаж».

Г-н Никоноров в своем комментарии упускает из виду несколько принципиально важных вещей. Прежде всего то, что по сравнению с целым рядом стран, с бизнес-структурами которых российским компаниям-производителям приходится конкурировать, мы — дети. Мы еще в самом начале пути. Российские компании гораздо позже других начали заниматься маркетингом, логистикой, построением систем дистрибуции, программами лояльности и пр. И мы многого по этой причине не знаем и не умеем. У ребенка есть сильные стороны (ему все интересно, он легко учится новому) и слабые стороны (он маленький и неопытный, его легко обидеть, обмануть, отобрать у него что-то). И требовать от ребенка, чтобы он «на равных» соревновался со взрослыми?.. Смело. Но с большой вероятностью любой может предсказать итог этого поединка. А г-н Никоноров вместо поддержки и помощи предлагать пенять на то, что ребенок слабый и что он не умеет драться так, как его взрослый соперник. И советует ребенку обратить внимание на его слабости.

Поверьте, наш ребенок вырастет и научится всему. И вполне возможно, что добьется более впечатляющих результатов, чем его нынешний взрослый спарринг-партнер. Но только в том случае, если этому ребенку дадут возможность вырасти, а не забьют до полусмерти, пользуясь его неопытностью и слабостью.

Сергей Проценко: «Грош цена рассуждениям об эффективности, если в перечень факторов, ее определяющих, вы забыли включить производственно-технологическую составляющую. При всем уважении к коммерческой деятельности, она является второстепенной и вспомогательной, позволяющей выжать максимум из возможностей, предоставляемых действующими производственными технологиями. Базисным фактором эффективности является качество технологий. Отсутствие условий и возможностей для развития производственных технологий — это главная причина пассивности и пессимизма предпринимателей, работающих на внутренний рынок. Для того, чтобы обновить технологии, предпринимателю нужны деньги. Они в стране есть, но они очень дороги, не выдаются на длительный срок и недоступны для низкорентабельных производств. Сделать деньги доступными для широких слоев предпринимателей — это задача государства, с которой оно не справляется. И это при том, что задача — вполне решаемая, учитывая, что у страны есть постоянный приток относительно качественной валюты».

А вот с комментарием г-на Проценко (оригинал которого примерно в четыре раза больше приведенного мной фрагмента) я согласен практически во всем. Можно хотеть печатать некий журнал на самом лучшем оборудовании и на самой лучшей бумаге. И понимать, что тогда он будет лучше, солидней и пр. Но если у человека, который отвечает за данный проект, нет денег и возможностей (при постоянном притоке в страну валюты) печатать журнал на самом лучшем оборудовании, ему можно сколько угодно пенять на то, что он печатает его не так, как нужно, и не там, где нужно. Но у него не получится по-другому.

И последний отзыв, уже без моего комментария.

Дмитрий Панин: «Тут много говорилось о неэффективном управлении, о плохой производственной базе и даже о “зомбоящике”, но что правда, то правда: все время дорожающий рубль (и это при инфляции, превышающей 20% годовых!) делает инвестиции в производство невыгодными.

Год назад мы задумались о создании собственного производства одного очень простого продукта. Тогда мы считали это выгодным. Сейчас — нет, ибо затраты в рублях все время растут, а импорт (тоже в пересчете на рубли) все дешевеет и дешевеет. В итоге из-за одного только курса рубля импортные товары получили “на халяву” примерно двукратную ценовую поддержку с 2003 года.

И если раньше наш товар, возможно, более худшего качества, конкурировал с импортным при соотношении цен, скажем, 100 руб. к 150 руб., то сегодня это соотношение прямо противоположное: 200 руб. к 150 руб. Даже если за эти 5 лет производителю удалось подтянуться по технологиям к импорту, более высокая цена делает продукт неконкурентоспособным. Так кому это надо — дорогой рубль?!»

А что обо всем этом думаете вы?