«Неженское дело»: почему женщины избегают конкуренции | Большие Идеи

・ Наука
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Неженское дело»: почему женщины
избегают конкуренции

Как нежелание конкурировать влияет на карьеру

Автор: Селин Кесебир

«Неженское дело»: почему женщины избегают конкуренции
HBR STAFF/DAVID CROCKETT/GETTY IMAGES

читайте также

Маркетинг «заземления»: чего не хватает покупателям в цифровом мире

Изабель Айхнингер,  Мартин Шрайер,  Стейн ван Осселар

Опыт «Полюса»: выбор между централизацией и децентрализацией не столь однозначен, как принято считать

Вы то, что едят ваши сотрудники

Фидель Бауччио

Математика влияния: почему россияне не руководят глобальными компаниями

Ярослав Глазунов

Среднестатистическая женщина меньше склонна к конкуренции, чем среднестатистический мужчина: женщины реже говорят, что им нравится соперничество, и реже вступают в конкурентную борьбу. На работе это отличие отражается на результатах деятельности: недавние исследования, проводившиеся экономистами и политологами, показывают, что люди, склонные к конкуренции, демонстрируют более высокие социоэкономические результаты. Например, среди выпускников престижной программы МВА 10% разницы в уровне заработка между мужчинами и женщинами спустя девять лет после окончания обучения объяснялось именно гендерными различиями в отношении к конкуренции. Этот же фактор на 76% обусловливает разницу в показателях карьерного роста среди экономистов женского и мужского пола во Франции.

Почему же женщины меньше склонны конкурировать, чем мужчины? Исследования, проводившиеся в прошлом, указывают на эволюционное давление, роль домохозяйки, которую традиционно играли женщины, и патриархальный строй. В них высказывается предположение, что мужчины больше склонны конкурировать, так как конкуренция для них более выгодна. В других исследованиях гендерное отличие в отношении к конкуренции объясняется более высоким уровнем уверенности у мужчин: женщины избегают конкуренции, так как реже считают, что победят.

Никто не в силах изменить эволюционную или историческую траекторию. Мои коллеги Соньен Ли, Эндрю Эллиот, Мадан Пиллутла и я задались вопросом, могут ли убеждения, касающиеся конкуренции и свойственные женщинам и мужчинам сегодня, — их можно сформулировать, изучить и скорректировать с помощью анализа — объяснять разную степень стремления к конкуренции. Если да, то мы могли бы обеспечить женщинам и мужчинам новый способ изменить эти убеждения, стремления и их карьеры.

Для начала мы создали шкалу для систематической и всесторонней оценки женских и мужских убеждений на тему конкуренции. Мы опросили 119 женщин и 111 мужчин, что они считают хорошим и позитивным в конкуренции, а что — плохим и негативным. (Все участники опроса были американцами в возрасте от 18 до 82 лет, средний возраст составил 36 лет. 99% из них имели опыт работы.)

Мы объединили их ответы и выделили несколько повторяющихся тем. В конце концов, мы получили три варианта объяснения, почему люди считают, что конкуренция — это хорошо, и три — почему плохо. Если говорить о положительных сторонах, то конкуренция может способствовать (1) росту производительности, (2) развитию характера и (3) поиску инновационных путей решения проблем. Что же касается отрицательных сторон конкуренции, то она потенциально (1) поощряет неэтичное поведение, (2) наносит ущерб уверенности в себе и (3) вредит отношениям.

На основе этого мы разработали шкалу, отражающую убеждения о конкуренции, и попросили респондентов оценить, насколько они согласны или не согласны с предложенными им формулировками на соответствующие темы, например: «Конкуренция заставляет людей работать лучше» и «Конкуренция заставляет людей работать больше» для темы №1 с положительной стороны.

Найдя способ оценить убеждения, касающиеся конкуренции, мы проверили, отличаются ли они у женщин и мужчин, и выяснилось, что да. В нашей подборке, включающей 2331 человека (49% женщин, 51% мужчин, средний возраст которых составлял 34 года), 63% женщин были менее убеждены, чем среднестатистический мужчина, что конкуренция повышает производительность, развивает характер и помогает находить инновационные решения. В отношении негативных убеждений значительных гендерных различий не наблюдалось, однако было ясно, что мужчины видят в конкуренции больше положительных сторон, чем женщины. (Чтобы сравнить собственные убеждения, касающиеся конкуренции, пройдите опрос в конце этой статьи.)

В конце концов, мы обнаружили, что разница в убеждениях объясняет некоторые гендерные различия в отношении к конкуренции. Оценив убеждения людей в данной области, мы пригласили их принять участие в еще одном, как мы им сказали, исследовании, где они могли заработать бонус. Мы спросили, предпочитают ли они, чтобы бонус зависел от их конкурентоспособности (их показателей по сравнению с другими участниками) или от абсолютных результатов (независимо от результатов других людей). Мы обнаружили, что действительно люди с более позитивными убеждениями, касающимися конкуренции, чаще выбирали бонусы на основе конкуренции. Из женщин 21% выбрали конкурентный вариант по сравнению с 36% мужчин. Более высокий уровень конкуренции мужчин отчасти объясняется более позитивными убеждениями в отношении результатов конкурентной борьбы.

Эти выводы имеют значение для всех нас, когда возникает перспектива конкуренции на рабочем месте. Мало кто из нас задумывается, хороши или плохи подобные соревнования, и должны ли мы стремиться повышать собственное стремление к конкуренции. Но в любом случае эти убеждения живут в нас и могут серьезно влиять на наши профессиональные возможности и потенциал заработка. Таким образом, стоит серьезно обдумать эти убеждения, чтобы лучше понимать, как реагировать на потенциальные ситуации, в которых возникает конкуренция.

Результаты нашего исследования также подсказывают ряд вопросов для будущих исследований. Как у людей возникают убеждения, касающиеся конкуренции? Передаются ли они через коллег, родителей, школу или популярную культуру? Способствуют ли занятия соревновательными видами спорта в детстве развитию более положительных убеждений, касающихся конкуренции? Настроены ли женщины более пессимистично в отношении положительных сторон конкуренции, так как действительно по-другому ощущают ее? Поняв эти триггеры, мы сможем более эффективно говорить о конкуренции.

Каковы ваши убеждения, касающиеся конкуренции?

Укажите степень, до которой вы согласны или не согласны со следующими утверждениями по шкале от 1 до 7, где 1 означает «совершенно не согласен», 4 — «не знаю», а 7 — «полностью согласен».

  • Конкуренция заставляет людей больше работать (П)

  • Конкуренция вредит самоуважению (Н)

  • Конкуренция развивает характер (П)

  • Конкуренция вредит уверенности в себе (Н)

  • Конкуренция ведет к сомнениям в себе (Н)

  • Конкуренция заставляет людей лучше работать (П)

  • Конкуренция поощряет неэтичное поведение (Н)

  • Конкуренция помогает людям ставить цели (П)

  • Конкуренция делает людей сильнее (П)

  • Конкуренция создает врагов (Н)

  • Конкуренция развивает уверенность в себе (П)

  • Конкуренция разделяет людей (Н)

  • Конкуренция вредит уверенности в себе (Н)

  • Конкуренция ведет к сомнениям в себе (Н)

  • Конкуренция подталкивает людей к поиску новых решений (П)

  • Конкуренция поощряет инновации (П)

  • Конкуренция развивает воображение (П)

  • Конкуренция поощряет людей нарушать правила (Н)

  • Конкуренция вызывает отрицательные чувства по отношению к другим (Н)

Подсчет очков: чтобы найти результат, разделите суммы баллов, выставленных за позитивные (П) и негативные (Н) утверждения, на 9. В нашей выборке женщины набрали за позитивные убеждения в среднем 5,3 балла, в то время как мужчины — 5,6. За негативные убеждения и женщины, и мужчины в среднем набрали 3,8 балла.

Об авторе. Селин Кесебир (Selin Kesebir) — доцент кафедры организационного поведения Лондонской школы бизнеса.