читайте также
Среднестатистическая женщина меньше склонна к конкуренции, чем среднестатистический мужчина: женщины реже говорят, что им нравится соперничество, и реже вступают в конкурентную борьбу. На работе это отличие отражается на результатах деятельности: недавние исследования, проводившиеся экономистами и политологами, показывают, что люди, склонные к конкуренции, демонстрируют более высокие социоэкономические результаты. Например, среди выпускников престижной программы МВА 10% разницы в уровне заработка между мужчинами и женщинами спустя девять лет после окончания обучения объяснялось именно гендерными различиями в отношении к конкуренции. Этот же фактор на 76% обусловливает разницу в показателях карьерного роста среди экономистов женского и мужского пола во Франции.
Почему же женщины меньше склонны конкурировать, чем мужчины? Исследования, проводившиеся в прошлом, указывают на эволюционное давление, роль домохозяйки, которую традиционно играли женщины, и патриархальный строй. В них высказывается предположение, что мужчины больше склонны конкурировать, так как конкуренция для них более выгодна. В других исследованиях гендерное отличие в отношении к конкуренции объясняется более высоким уровнем уверенности у мужчин: женщины избегают конкуренции, так как реже считают, что победят.
Никто не в силах изменить эволюционную или историческую траекторию. Мои коллеги Соньен Ли, Эндрю Эллиот, Мадан Пиллутла и я задались вопросом, могут ли убеждения, касающиеся конкуренции и свойственные женщинам и мужчинам сегодня, — их можно сформулировать, изучить и скорректировать с помощью анализа — объяснять разную степень стремления к конкуренции. Если да, то мы могли бы обеспечить женщинам и мужчинам новый способ изменить эти убеждения, стремления и их карьеры.
Для начала мы создали шкалу для систематической и всесторонней оценки женских и мужских убеждений на тему конкуренции. Мы опросили 119 женщин и 111 мужчин, что они считают хорошим и позитивным в конкуренции, а что — плохим и негативным. (Все участники опроса были американцами в возрасте от 18 до 82 лет, средний возраст составил 36 лет. 99% из них имели опыт работы.)
Мы объединили их ответы и выделили несколько повторяющихся тем. В конце концов, мы получили три варианта объяснения, почему люди считают, что конкуренция — это хорошо, и три — почему плохо. Если говорить о положительных сторонах, то конкуренция может способствовать (1) росту производительности, (2) развитию характера и (3) поиску инновационных путей решения проблем. Что же касается отрицательных сторон конкуренции, то она потенциально (1) поощряет неэтичное поведение, (2) наносит ущерб уверенности в себе и (3) вредит отношениям.
На основе этого мы разработали шкалу, отражающую убеждения о конкуренции, и попросили респондентов оценить, насколько они согласны или не согласны с предложенными им формулировками на соответствующие темы, например: «Конкуренция заставляет людей работать лучше» и «Конкуренция заставляет людей работать больше» для темы №1 с положительной стороны.
Найдя способ оценить убеждения, касающиеся конкуренции, мы проверили, отличаются ли они у женщин и мужчин, и выяснилось, что да. В нашей подборке, включающей 2331 человека (49% женщин, 51% мужчин, средний возраст которых составлял 34 года), 63% женщин были менее убеждены, чем среднестатистический мужчина, что конкуренция повышает производительность, развивает характер и помогает находить инновационные решения. В отношении негативных убеждений значительных гендерных различий не наблюдалось, однако было ясно, что мужчины видят в конкуренции больше положительных сторон, чем женщины. (Чтобы сравнить собственные убеждения, касающиеся конкуренции, пройдите опрос в конце этой статьи.)
В конце концов, мы обнаружили, что разница в убеждениях объясняет некоторые гендерные различия в отношении к конкуренции. Оценив убеждения людей в данной области, мы пригласили их принять участие в еще одном, как мы им сказали, исследовании, где они могли заработать бонус. Мы спросили, предпочитают ли они, чтобы бонус зависел от их конкурентоспособности (их показателей по сравнению с другими участниками) или от абсолютных результатов (независимо от результатов других людей). Мы обнаружили, что действительно люди с более позитивными убеждениями, касающимися конкуренции, чаще выбирали бонусы на основе конкуренции. Из женщин 21% выбрали конкурентный вариант по сравнению с 36% мужчин. Более высокий уровень конкуренции мужчин отчасти объясняется более позитивными убеждениями в отношении результатов конкурентной борьбы.
Эти выводы имеют значение для всех нас, когда возникает перспектива конкуренции на рабочем месте. Мало кто из нас задумывается, хороши или плохи подобные соревнования, и должны ли мы стремиться повышать собственное стремление к конкуренции. Но в любом случае эти убеждения живут в нас и могут серьезно влиять на наши профессиональные возможности и потенциал заработка. Таким образом, стоит серьезно обдумать эти убеждения, чтобы лучше понимать, как реагировать на потенциальные ситуации, в которых возникает конкуренция.
Результаты нашего исследования также подсказывают ряд вопросов для будущих исследований. Как у людей возникают убеждения, касающиеся конкуренции? Передаются ли они через коллег, родителей, школу или популярную культуру? Способствуют ли занятия соревновательными видами спорта в детстве развитию более положительных убеждений, касающихся конкуренции? Настроены ли женщины более пессимистично в отношении положительных сторон конкуренции, так как действительно по-другому ощущают ее? Поняв эти триггеры, мы сможем более эффективно говорить о конкуренции.
Каковы ваши убеждения, касающиеся конкуренции?
Укажите степень, до которой вы согласны или не согласны со следующими утверждениями по шкале от 1 до 7, где 1 означает «совершенно не согласен», 4 — «не знаю», а 7 — «полностью согласен».
Конкуренция заставляет людей больше работать (П)
Конкуренция вредит самоуважению (Н)
Конкуренция развивает характер (П)
Конкуренция вредит уверенности в себе (Н)
Конкуренция ведет к сомнениям в себе (Н)
Конкуренция заставляет людей лучше работать (П)
Конкуренция поощряет неэтичное поведение (Н)
Конкуренция помогает людям ставить цели (П)
Конкуренция делает людей сильнее (П)
Конкуренция создает врагов (Н)
Конкуренция развивает уверенность в себе (П)
Конкуренция разделяет людей (Н)
Конкуренция вредит уверенности в себе (Н)
Конкуренция ведет к сомнениям в себе (Н)
Конкуренция подталкивает людей к поиску новых решений (П)
Конкуренция поощряет инновации (П)
Конкуренция развивает воображение (П)
Конкуренция поощряет людей нарушать правила (Н)
Конкуренция вызывает отрицательные чувства по отношению к другим (Н)
Подсчет очков: чтобы найти результат, разделите суммы баллов, выставленных за позитивные (П) и негативные (Н) утверждения, на 9. В нашей выборке женщины набрали за позитивные убеждения в среднем 5,3 балла, в то время как мужчины — 5,6. За негативные убеждения и женщины, и мужчины в среднем набрали 3,8 балла.
Об авторе. Селин Кесебир (Selin Kesebir) — доцент кафедры организационного поведения Лондонской школы бизнеса.