Как должно измениться бизнес-образование в XXI веке | Большие Идеи

・ Наука
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как должно измениться бизнес-образование в
XXI веке

Три испытания для бизнес-школ и их студентов

Автор: Питер Туфано

Как должно измениться бизнес-образование в XXI веке
Andrii Zastrozhnov/Getty Images

читайте также

Тонкая грань между творчеством и хаосом

Дебора Анкона

Перестаньте отказываться от переговоров

Сьюзен де Янаш

Как на самом деле нужно отдыхать от работы

Ванесса Бонс,  Лора Джурдж

Раздайте людям доли ВВП

Шиллер Роберт

Базовая модель современного образования в области управления появилась в конце 1950-х годов. Это адаптируемая, гибкая модель в целом отвечала потребностям студентов и работодателей — и не только в отношении учебной программы, но и с точки зрения идей, сформулированных в ходе исследовательской работы факультетов бизнеса. Многие управленческие теории и концепции, которые сегодня кажутся нам чем-то само собой разумеющимся, попросту не появились бы без бизнес-школ. Среди таких концепций — модель пяти сил Майкла Портера, удостоенная Нобелевской премии работа в области финансов и оценки активов, теория подрывных инноваций Клейтона Кристенсена, стратегия «голубого океана», а также активно обсуждаемые сейчас концепции теории агентских отношений.

На этом фоне усиливается общественное давление на бизнес с призывами искать решения проблем климата и стать локомотивом социальных перемен. По мере роста этого давления традиционная модель бизнес-образования начинает выглядеть устаревшей. Темпы преобразований в бизнес-школах гораздо медленнее скорости изменений в самом бизнесе, поэтому выпускники программ MBA оказываются все хуже подготовленными к сложным задачам ведущих компаний и совместных деловых проектов в целом.

Чтобы оставаться «на стороне добра» в грядущие десятилетия, бизнес-школам придется противостоять вызовам, с которыми сталкивается бизнес, и соответствующим образом скорректировать свои учебные программы и направления исследований. Все актуальные вызовы можно разделить на три категории.

Многочисленность заинтересованных сторон

Поскольку бизнес призывают действовать более осознанно, ориентироваться на широкий круг стейкхолдеров и идти на компромисс, бизнес-школы должны изучать навыки, необходимые для капитализма стейкхолдеров, и обучать этим навыкам студентов. Заявление американской общественной организации «Круглый стол бизнеса» и Давосский манифест — это декларации о намерениях компаний признавать и учитывать интересы многочисленных заинтересованных сторон, а не ставить превыше всего интересы акционеров. Чтобы воплотить эти благие намерения в жизнь, бизнес-школам следует:

  • Учить студентов понимать особенности и условия капитализма стейкхолдеров.

  • Создавать учебные программы, которые позволят студентам разобраться в потребностях и проблемах всех заинтересованных сторон, а не относиться к ним как к средствам увеличения экономической выгоды для акционеров.

  • Разрабатывать новые метрики для оценки того, насколько фирмы удовлетворяют потребности самых разных групп стейкхолдеров.

  • Изучать и разрабатывать новые механизмы обратной связи (например, новые формы управленческого учета и отчетности для заинтересованных сторон, новые критерии эффективности инвестиций, новые договорные конструкции для создания стимулов к продвижению интересов стейкхолдеров и т. д.).

Помимо этих очевидных изменений, капитализм стейкхолдеров требует от организаций в еще более явном виде балансировать между различными заинтересованными сторонами. Хотя власти могут предлагать некоторые рекомендации, фирмам все чаще приходится самим решать, кому из стейкхолдеров отдавать предпочтение. Принимая такие решения, бизнес-лидеры должны будут фактически отвечать за справедливость.

Представьте себе возможные последствия. «Отвечать за справедливость» — это, по сути, функция правосудия. Это означает, что теперь выпускники MBA, задачей которых всегда было управление бизнесом (буквы BA в аббревиатуре MBA), вынуждены будут выносить суждения о том, что справедливо, а что нет.

К сожалению, традиционный инструментарий MBA, основанный на экономике, теории анализа данных и психологии, не подходит для качественной подготовки студентов к рассмотрению вопросов справедливости, а это значит, что бизнес-школам придется пересмотреть и расширить учебные программы. По крайней мере, им придется расширить состав теоретиков и преподавателей, включив в него специалистов в области истории, философии и других гуманитарных наук. Справедливость — куда более тонкая материя, чем чистая дисконтированная стоимость.

Реальность изменения климата

Если бизнес призывают срочно начать бороться с изменением климата, не только индивидуально, но и сообща, в сотрудничестве с властями и гражданским обществом, бизнес-школам необходимо срочно готовить студентов к решению этих проблем. Науки, изучающие изменения климата, должны преподаваться в бизнес-школах и включаться в расширенные учебные планы MBA в качестве дополнительных дисциплин. Если инвесторы хотят учитывать экологические соображения в своих инвестиционных планах или расчетах чистой дисконтированной стоимости, то мы, преподаватели и теоретики, должны разобраться в этом и объяснить им, как это лучше сделать.

Но мы обязаны не только снабдить наших выпускников расширенным управленческим инструментарием, но и научить будущих бизнес-лидеров сотрудничать с другими для достижения значимых социальных целей и изменения системы в целом. А значит, нужно обратить внимание на то, как мы соотносим два основных фактора успеха: конкуренцию и сотрудничество.

В большинстве учебных заведений конкуренция рассматривается как главная движущая сила. Знаменитая книга Майкла Портера «Конкурентная стратегия» стала библией бизнес-образования с момента своего выхода в свет в 1980 году. Это руководство по достижению успеха в конкурентной среде, где один победит, а другой проиграет. Отмечу, что впоследствии автор смягчил свою позицию: в своей более поздней работе «Конкурентное преимущество» и в замечаниях о концепции общей стоимости Портер признает возможности сотрудничества, равно как и Адам Бранденбургер и Барри Нейлбафф в известной книге 1996 года «Co-opetition. Конкурентное сотрудничество в бизнесе». И все же правда в том, что бизнес-образование и по сей день больше ориентировано на конкуренцию, чем на сотрудничество, и предлагает рецепты для личного успеха, а не для общественной выгоды.

Это не способствует долгосрочному устойчивому развитию. Проблемы 2020 года требуют изменений по всем фронтам: потребление пищи, воды, энергии, а также работа цепочек поставок — все это усугубляет проблемы климата. Если мы хотим, чтобы наши выпускники руководили изменениями системно, они должны получить понимание того, как работают сложные системы и сколько разных факторов взаимодействуют между собой, создавая почти неразрешимые проблемы. Такого понимания невозможно добиться в рамках коротких тематических исследований или презентаций в PowerPoint. Наши студенты должны мыслить категориями, выходящими далеко за рамки их должностных ролей, и задумываться над проблемами, для окончательного решения которых потребуются усилия не одного поколения. Они должны понимать потребности своих коллег в других секторах экономики и находить способы ведения переговоров, посредничества и сотрудничества. Сегодня в большинстве учебных программ бизнес-школ ни один из этих навыков не рассматривается в числе основных; и это необходимо исправить.

Необходимость инклюзивности

Если бизнес призывают стать более инклюзивным, такими же должны стать и бизнес-школы. Существующие исследования ясно показывают, что многообразная среда способствует лучшим результатам. Мы должны обучать будущих лидеров действовать не только в нынешних реалиях, но и в условиях ближайшей четверти века. В каких сферах в 2045 году будут востребованы лучшие управленческие и лидерские навыки?

Многие учебные заведения уже стараются скорректировать гендерный баланс, но нам предстоит сделать нечто гораздо большее. Сообщество мировых лидеров бизнеса в 2045 году почти наверняка не будет на 60—70% состоять из американцев — как и нынешний состав большинства бизнес-школ США. Поэтому уже сейчас нам нужно найти и обучить талантливых людей в тех регионах, где управленческие навыки будут крайне востребованы в следующем поколении. В нашей бизнес-школе это проявляется в том, что 13% класса — выходцы из Африки, тогда как в обычной бизнес-школе их в среднем 2%. Такие целенаправленные усилия не только принесут пользу будущим лидерам этого континента, но и гарантируют, что остальные 87% наших студентов ближе познакомятся с этой важной частью мира.

Если мы серьезно рассматриваем необходимость большей инклюзивности, то нам нужно полностью отказаться от использования текущего критерия успешности в рейтинге программ MBA — зарплаты. В рейтинге Financial Times удельный вес заработной платы выпускников MBA через три года после выпуска составляет 43%; в других рейтингах эта доля еще больше. При этом собственные данные Financial Times о выпускниках MBA показывают, что через три года после окончания программы мужчины получают на 16% больше, чем женщины. А из нашей информации следует, что географические и отраслевые различия еще более заметны.

Руководители бизнес-школ часто заявляют о стремлении к повышению этнокультурного многообразия и в своих редакционных статьях утверждают, что бизнес должен отучиться думать только о цене акций. Почему же тогда мы до сих пор позволяем другим оценивать наш успех так, что при этом поощряются гендерная, географическая и отраслевая однородность? Особое лицемерие проявляется в том, что эти критерии успеха обычно применяют те же периодические издания, в которых воспеваются достоинства многообразия и инклюзивности.

***

В послевоенные десятилетия условия мирного времени и стабильность государств позволили бизнесу заложить фундамент для личного процветания. Бизнес-школы сыграли в этом важную роль. Во время Второй мировой войны и после нее некоторые бизнес-школы проявляли удивительное бесстрашие и внедряли инновации ради того, чтобы выиграть войну и получить в награду мир для будущих поколений (см., например, историю Гарвардской школы бизнеса в книге Джеффри Крукшанка).

В 2020 году на бизнес ложится значительно более глобальная миссия; то же касается и бизнес-школ. И те и другие способны внедрять инновации ради долгосрочного процветания нашей планеты. Не меньшего требует и общество. Поэтому мы, руководители бизнес-школ, должны проявить то же бесстрашие, что и наши предшественники восемьдесят лет назад.

Об авторе. Питер Туфано (Peter Tufano) — декан Бизнес-школы Саида при Оксфордском университете и бывший преподаватель Гарвардской школы бизнеса. Один из основателей Commonwealth — социального предприятия, которое разрабатывает решения для обеспечения финансовой безопасности людей.