Схватка между ИИ и мозгом: Татьяна Черниговская — о будущем естественного и искусственного интеллектов | Большие Идеи

・ Наука

Схватка между ИИ и мозгом: Татьяна Черниговская — о будущем естественного и
искусственного интеллектов

Знаменитый нейрофизиолог рассуждает о том, что мы сегодня знаем о человеческом мозге и как завтра он будет конкурировать с нейросетями

Автор: Редакция «Больших идей»

Схватка между ИИ и мозгом: Татьяна Черниговская — о будущем естественного и искусственного интеллектов
Татьяна Черниговская / Фото: State Scientific Medical Library

читайте также

Осознанность расхолаживает

Скотт Беринато

Геймификация. Почему она так эффективна и как это использовать?

«Каждую книгу я переписываю раз по пять»

Элисон Биард

Неписаные традиции корпоративной культуры: опыт Hermes

Редакция «Больших идей»

Татьяна Черниговская — одна из главных российских ученых в вопросах нейронауки и психолингвистики, директор Института когнитивных исследований, выступила на форуме-фестивале «Территория будущего. Москва 2030». Лекция прошла при поддержке сообщества Noôdome совместно с «Московским долголетием». «Большие идеи» публикуют конспект ее выступления.

Мозг и его возможности

Мы воспринимаем мир, думаем о себе, о других и о том, что мы делаем на этой планете, благодаря тому, что у нас есть мозг. И отличает нас от животных не отсутствие когтей или хвоста, а мощный интеллект. Но это пока… Пока человеческий интеллект — действительно доминирующий вид на планете, но ситуация может измениться с развитием искусственного интеллекта. И наступает это будущее стремительно: сначала считалось, что сильный ИИ появится через 50 лет, затем срок сократился до 30 лет, сейчас очевидно, что он появится на горизонте двух лет. И это не алармизм, человечество впервые сталкивается с конкуренцией между естественным и искусственным интеллектами.

Мы — Homo sapiens, но также и Homo loquens (говорящий), Homo legens (читающий), и это основа нашей цивилизации. В какой-то момент человечество пришло к осознанию, что знания необходимо вынести за пределы биологического мозга — в текст, рисунки, иероглифы. Это позволило сохранить и передавать знания. Мы живем в мире смыслов и знаковых систем, где языки — не просто средство коммуникации, а инструмент мышления. Мы — Homo semioticus, то есть человек, имеющий дело со знаковыми системами.

Язык формирует наше мышление и ценности. Человек — как существо семиотическое — использует множество знаковых систем: вербальный язык, математику, музыку, язык тела. Все эти системы договорные — мы придаем вещам смысл через названия. Каждый язык — это отдельный мир, и по тому, как человек говорит, можно многое узнать о его личности и мышлении. Языки исчезают, и это трагедия, ведь с каждым языком уходит уникальная культура и способ восприятия мира.

Но сегодня мы еще и Homo confusus — человек в смятении. Люди теряются, не понимая, как действовать в новой реальности. Она сильно изменилась, будто мы оказались на другой планете. Эволюция жизни привела к развитию мозга, сопоставимого по сложности с самой Вселенной, и это не фигура речи. Наши успехи и провалы зависят от этого сложнейшего органа и способности оперировать знаковыми системами. Наш мозг содержит 86 млдр нейронов, у каждого из которых могут быть десятки тысяч связей. Это сложнейшая сеть, сравнимая по числу связей с элементарными частицами во Вселенной. Нейроны постоянно меняются, создаются новые связи, и каждое наше действие или мысль переписывают эту сеть. Сеть зависит от того, с кем вы общаетесь, что вы читаете, что вы слушаете. Читаете вы серьезные книги или вы потребляете исключительно «чупа-чупс»? Со временем нейронов становится меньше. Когда каждый доберется до своего последнего часа, апостолы выйдут и скажут: а теперь покажи, что за текст у тебя написан на нейронной сети? Этот текст, во-первых, будет у каждого свой, а, во-вторых, его качество будет зависеть от того, как мы жили.

Возвращаясь к сегодняшнему дню, новейшие исследования показывают, что один кубический миллиметр коры мозга содержит более 50 000 клеток, соединенных 130 млн синапсов. Эти связи позволяют нам учиться и запоминать. Сложность нейронной сети невероятна — ее длина может достигать 3 млн километров. И хотя наш мозг до сих пор изучен лишь частично, его структура остается одной из самых сложных систем в природе. Например, казалось, что глиальных клеток, которые раньше считались лишь «клеем» мозга, не в 10 раз больше, чем нейронов, а примерно столько же. Теперь мы знаем, что глия играет важную роль в когнитивных процессах, и ее патология может приводить к нарушениям. Это открытие делает общую картину работы мозга еще сложнее. Этой проблемой активно занимается ученый Константин Анохин, руководитель Института перспективных исследований мозга МГУ, один из ведущих современных нейрофизиологов, он разрабатывает теорию сознания и мозга. Он изучает гиперсетевую систему мозга, где сети входят в другие сети, что делает его работу невероятно сложной. Мозг — это не «библиотека», где у каждой функции свое место, а постоянно меняющаяся сложная нейронная сеть. Современные исследования, включая методы томографии, показывают активность этих сетей, но данных о мозге так много, что не хватает теоретической базы для их осмысления. Мы находимся в той точке, когда нужно не просто собирать новые данные, но и разрабатывать теории, которые помогут понять работу мозга в целом.

На более высоком уровне, когда речь идет о работе мозга, уже не нейроны играют роль, а математические процессы. Поэтому вопрос «Что такое мозг?» остается открытым. И кто главный — я или мой мозг? Часто слышу вопрос: «Вы не идентифицируете себя с мозгом?» Мой ответ — да, мы разные. Я не всегда понимаю, что происходит в моем мозге. Эта постановка вопроса подрывает устои человеческой цивилизации. Если мозг делает что-то без моего ведома, неужели я за это отвечаю?

Мы сталкиваемся с важными вопросами: кто такие люди? Куда мы движемся? Чего мы хотим? Разрушить планету? Какое будущее мы хотим для своих детей? Мир, населенный роботами? Или людьми, которые будут создавать новые миры? Важно задуматься над тем, что именно искусство, созданное гениями, делает нас уникальными. И все искусство — это создание миров, которых без человека нет, которых до человека не было. В этом смысле мы творцы. И хотя искусственный интеллект уже пишет картины и музыку, это не настоящее творчество, это лишь подражание созданному человеком.

Но развивается не только ИИ, мозг и социальные структуры изменяются с невероятной скоростью. Современные дети, рождаясь в мире технологий, имеют другой мозг и восприятие, что ставит перед нами вопросы о будущем образования и взаимодействия с искусственными системами. Сейчас этические и юридические нормы устарели, и мы сталкиваемся с новыми вызовами, такими как ответственность за действия автономных машин и возможное сознание искусственного интеллекта. Когда произошла первая в мире авария с летальным исходом с участием беспилотника, сразу встал вопрос: кто виноват? Разработчик программы, пассажир или владелец этой машины? Нам необходимо выработать новые правила игры и научиться находить ответы на эти вопросы.

Декарт сказал «cogito ergo sum» — «я мыслю, значит я существую», но я ставлю здесь знак вопроса. Искусственный интеллект мыслит, но значит ли это, что он существует? Есть ответ «sentio ergo sum» — «я чувствую, значит я существую», и здесь я ставлю восклицательный знак. Ну и, наконец, во главе всего этого «dubito, ergo cogito» — «сомневаюсь, значит мыслю». Человек — это тот, который сомневается, в том числе в вещах, к которым он привык.