В поисках идей: июньский выпуск | Большие Идеи

・ Исследования
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В поисках идей:
июньский выпуск

Свежие исследования в области менеджмента

В поисках идей: июньский выпуск

читайте также

Темная сторона харизмы

Томас Чаморро-Премузик

Быть боссом в Брюсселе, Бостоне, Бангкоке

Эрин Мейер

Один день из жизни Илона Маска

Редакция «HBR — Россия»

Что сильные руководители делают каждый день

Райан Фуллер

От редакции. Представляем вашему вниманию новый выпуск рубрики «В поисках идей» о свежих исследованиях зарубежных ученых.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ | Копикат мобильных приложений

Идеи приложений для гаджетов часто заимствуют у других: создать такую программу нетрудно, а закон о защите авторских прав легко обходится. По данным ученых, до половины всех выпускаемых сегодня приложений являются копипастами. Разработчики оригиналов требуют от платформ защитить их от плагиаторов, но втуне. Новые исследования дают повод думать, что в ряде случаев разработчикам нет смысла волноваться.

В попытке понять, как аналоги приложений влияют на спрос на оригинал, ученые провели эконометрический анализ более чем 10 тыс. экшн-игр, вышедших на рынок за пять лет. Чтобы отличить оригиналы от подражаний, использовалось машинное обучение, в том числе технологии понимания естественного языка и анализа изображений. Удалось выявить две основные группы аналогов: «честные» (их легко отличить от оригинала) и «нечестные» (имитирующие оригинал). Как оказалось, влияние подражателей на продажи оригинала определяет именно степень честности (а также качество, измеряемое оценками потребителей). «Приложения-аналоги могут быть и друзьями, и врагами оригинальных», — уверяют ученые. Если качественная «честная» аналогия растет по числу загрузок на 10%, оригинал падает почти на 5%. Но если низкокачественная нечестная имитация растет на 10%, оригинал тоже растет почти на 9%. Исследователи полагают, что наличие близких, но плохоньких имитаций подстегивает известность оригинала, не создавая ему реальной конкуренции, то есть служит своеобразной бесплатной рекламой.

Об исследовании «Copycats vs. Original Mobile Apps: A Machine Learning Copycat-Detection Method and Empirical Analysis», Quan Wang, Beibei Li, Param Vir Singh («Information Systems Research», 2018)

ГЕНДИРЕКТОРА | Еще одна причина ценить скромных лидеров

Скромность привлекает все больший интерес исследователей менедж­мента: их работы показывают, что у лидера без апломба более сплоченная команда, топ-менеджеры больше работают сами, а обмен информацией в организации свободнее. Новая статья указывает на еще один плюс: у малозаметных гендиректоров компании лучше показывают себя на фондовом рынке.

Пользуясь публично доступными видео, ученые изучили речь и особенности поведения 185 глав компаний из списка S&P 500 в период с 2000 по 2013 год и рассчитали уровень скромности каждого из них в соответствии с общепризнанной системой оценки личных качеств. Затем они проанализировали прог­нозы прибыли на акцию и выяснили, что при прочих равных условиях финансовые аналитики ожидали от фирм со скромными гендиректорами более низких результатов — а значит, увеличивали их шансы превзойти прогнозы. Последующий анализ показал, что способность получать результаты выше ожиданий — фактор улучшения рыночных показателей.

«Врожденная скромность некоторых генеральных директоров обеспечивает их организациям не слишком оптимистичные ожидания, что хорошо для… фондовых рынков», — пишут исследователи. И наоборот, «самоуверенные и самодовольные лидеры, традиционно привлекающие интерес внешних стейкхолдеров, в конечном счете располагают свои фирмы к менее успешным рыночным результатам».

Об исследовании «The Case for Humble Expectations: CEO Humility and Market Performance», Oleg V. Petrenko et al. («Strategic Management Journal», 2019)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС | Каков оптимальный темп экспансии?

Некоторые эксперты убеждены, что при входе на новый рынок компания должна действовать как можно быстрее, иначе ее обгонят конкуренты. Другие считают, что, слегка сбавив скорость, фирма лучше справится с нарастанием сложности и региональными вызовами и в итоге быстрее достигнет желаемого. Новое исследование работы китайских международных корпораций дает повод думать, что отчасти правы обе стороны и что оптимальная скорость экспансии зависит от географии новых рынков.

Ученые изучили окупаемость и другие финансовые показатели за 2002—2014 годы 767 котирующихся на бирже китайских производственных фирм, открывших филиалы в своем регионе (Восточная, Южная, Юго-Восточная Азия) или в более отдаленных регионах. Оказалось, что при экспансии в ближайшие страны выигрывали компании, действовавшие без промедления. Поскольку между странами-соседями много общего, фирмы успешно использовали на новом рынке свои особо сильные стороны — особенно технологические и маркетинговые.

Для отдаленных регионов было верно обратное: «тише едешь — дальше будешь». Исследователи связывают это, среди прочего, с так называемыми издержками уплотнения времени: слишком много знаний нельзя усвоить за слишком маленький период. Кроме того, особо сильные стороны фирмы далеко не всегда можно было проявить в отдаленных и незнакомых регионах, а менеджеры при излишней спешке не успевают адаптировать свои практики к стремительно растущей организационной сложности.

«Мы советуем руководству компаний быстро внедряться на соседние рынки и сосредотачиваться на них, — пишут авторы работы. — При столь же быстром проникновении на удаленные рынки следует быть осторожнее в связи с повышенной нагрузкой, в частности, на технологические ресурсы».

Об исследовании «Chinese Multinationals’ Fast Internationalization: Financial Performance Advantage in One Region, Disadvantage in Another», Heechun Kim et al. («Journal of International Business Studies», готовится к выходу)

ЭКОНОМИКА | Рискованный рост

Если компания решает выкупить свои акции на открытом рынке, в краткосрочной перспективе это выгодно инвесторам: чем меньше акций в обращении, тем выше их цена. Но одновременно выкуп акций лишает фирму ликвидности, делая ее уязвимее перед проблемами. В период с 1997 по 2018 год у 373 исследованных компаний из списка S&P 500 резко выросли суммы, затрачиваемые на такой выкуп. Это усиливает опасения относительно устойчивости этих фирм — и масштабов сжатия экономики при очередном кризисе.

КОЛЛЕКТИВ | Влияние нарциссизма на групповую результативность

Исследования показали, что нарциссизм мало влияет на результаты работы сотрудника. А на результаты его коллег? Новая работа доказывает: влияет, и еще как!

Ученые изучили данные 2460 игр НБА за сезон 2013—2014 годов. Анализу были подвергнуты высказывания и фотографии, выложенные игроками в Twitter, что позволило определить уровень нарциссизма каждого баскетболиста (немногочисленных спортсменов без аккаунтов сочли условно лишенными этого качества). Затем исследователи учли среднее количество очков команды за игру, максимальные личные достижения и результативность ключевых игроков — разыгрывающих защитников, обычно начинающих комбинацию. Были просчитаны корреляции между этими показателями и уровнем координации внутри команды, который измеряется количеством результативных передач. Команды с высоким уровнем нарциссизма по любому из трех измерений отличались худшей координацией, чем коллективы с низким, что подтверждалось спортивными результатами. В частности, высочайший средний уровень нарциссизма в команде New York Knicks не дал ей выйти в плей-офф, несмотря на высокие оценки спортивных аналитиков и букмекеров; в то же время минимально нарциссичные Charlotte Bobcats установили рекорд побед и вышли в плей-офф, хотя все предрекали им последние места в лиге. Команды с низкими показателями нарциссизма в среднем и у ключевых игроков в течение сезона повысили внутрикомандную координацию за счет улучшения сыгранности — а команды на другом конце спектра остались при своих. Эти выводы значимы для менеджеров, руководящих коллективами любого типа. «Организациям следует учитывать критерий нарциссизма при формировании команд, проактивно отслеживая его у участников коллектива и вмешиваясь до возникновения проблем, — пишут ученые. — Мы настоятельно рекомендуем не назначать на важнейшие роли внутри команды наиболее нарциссичных участников».

Об исследовании «Examining the ‘I’ in Team: A Longitudinal Investigation of the Influence of Team Narcissism Composition on Team Outcomes in the NBA», Emily Grijalva et al. («Academy of Management Journal», 2020)

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ | Что побуждает лидеров думать о социальной ответственности?

Почти 60% опрошенных топ-менеджеров утверждают, что основная цель их инвестиций в новые ИТ-технологии — позитивные изменения в жизни общества. Двумя главными причинами этого они назвали следующие: