Как найти бизнес-идею, с которой не страшен кризис | Большие Идеи

・ Стартапы

Как найти бизнес-идею, с которой не
страшен кризис

Четыре исходных точки для поиска идей с большим потенциалом

Автор: Маргарита Былинина

Как найти бизнес-идею, с которой не страшен кризис
Kelly Sikkema / Unsplash

читайте также

Учимся общаться со своими критиками

Джон Балдони

Лео Бокерия

Анна Натитник

Дело случая и десять тысяч часов

Федюкин Игорь

Искусство управлять своей карьерой

Питер Друкер

Найти крутую идею, на которой можно построить устойчивый ко всем кризисам бизнес — мечта начинающего предпринимателя. В кризис не только возможно, но и нужно открывать бизнес, который, например, будет помогать людям справляться с тяжелой ситуацией, решать их проблемы.

Конечно, было бы здорово найти волшебную кнопку: нажал и готова непотопляемая и неподвластная никаким кризисам бизнес-идея. Но волшебных кнопок и готовых ответов в бизнесе не существует. И «перспективных ниш» в чистом виде тоже нет. Что лично вам даст такая информация: безумно перспективные ниши сегодня — это проекты в области больших данных и искусственного интеллекта и многие инвесторы просто жаждут вложить в такие стартапы миллионы долларов? Если у вас нет соответствующей экспертизы, то вряд ли эта информация может быть хоть чем-то вам полезна.

Вероятность успеха определяется не только готовностью рынка или набором успешных кейсов в этой нише, но и вашей экспертностью, способностью создать конкурентоспособный продукт и силой вашего интереса к идее. Многие стартаперы переоценивают значимость самой идеи бизнеса: на самом деле гораздо важнее то, как она будет реализована. Предприниматели уделяют недостаточно внимания анализу рынка, на который собираются выйти с идеей. Пропускают этап проверки идеи на жизнеспособность: пытаются сразу построить проект больше и дороже, чем нужно для теста. Итог может быть печальным — огромное количество сил и средств потрачено на то, что не будет востребовано.

С чего же начать и как обнаружить идею, на основе которой вы сможете создать сильный бизнес-проект?

Первый шаг — поиск и четкое формулирование бизнес-идеи. Ключевое слово здесь «бизнес» — результатом реализации идеи должна быть прибыль, а не только «мне нравится это делать». Чтобы задумка материализовалась, она должна быть нужна рынку, который готов «голосовать деньгами». Бизнес-идея сначала оформляется как гипотеза, которую нужно проверить.

К построению гипотезы можно идти из четырех разных отправных точек.

Точка 1. Вы решаете свою проблему или улучшаете имеющееся решение.

• «Я не нашла такой одежды, которая идеально подходила бы для работы из дома, в которой можно было бы и выйти в эфир, и сделать утреннюю практику, и провести уютный хюгге-вечер, — и решила создать ее сама».

• «Мы, родители, знаем, как важна для ребенка игра. Именно поэтому мы решили превратить простые предметы, которыми дети пользуются каждый день, в чудесную сказку».

Авторы этих слов — реальные предприниматели, которые нашли идею для бизнеса исходя из собственных проблемных мест. Подумайте, чего не хватаем вам, что осложняет вашу жизнь. Обращайте внимание на ситуации, когда вы не можете найти готового решения или существующее решение вас не устраивает.

Точка 2. Вы решаете проблему для кого-то другого.

Это отправная точка поиска для тех, кто знает или понимает какую-то проблему и может предложить ее решение. Наблюдайте, смотрите, ищите — где и на чем люди теряют деньги, время, энергию? Где неэффективно работают? В чем испытывают неудобства?

Интересно, что источником идеи в этом случае может стать любой человек — важно только уметь слушать и слышать. Например, подруга может рассказать, что не может сейчас найти курсы английского языка для своего маленького ребенка. Ей ничего не подходит. А вы возьмите и уточните, что значит «ничего не подходит»? Почему не подходит? А что она вообще ищет, как видит идеальный вариант? Подруга с удовольствием все это расскажет.

Люди любят говорить о своих проблемах. А еще — когда их внимательно слушают и интересуются ими, говорят о них. Для вас же такая информация может стать настоящим кладом — сигналом, что есть проблема, которую можно решить. Решение проблемы может оказаться гораздо шире, чем первоначальная задача. Не просто создать курс изучения языка, но построить целую школу для маленьких детей. Или создать сервис, который помогает подобрать школу, курсы или репетитора под индивидуальный запрос. Или приложение, используя которое, родитель может помочь ребенку изучать языки в форме увлекательной игры.

Эти две отправные точки схожи, поэтому и вопросы, над которыми стоит задуматься, одинаковые:

1. Как сформулировать суть проблемы?

2. Насколько распространена эта проблема? Какие люди могут испытывать такую же или схожую проблему? Какие люди максимально выиграют от того, что я решу эту проблему?

3. Какие есть варианты решения этой проблемы?

4. Что можно сделать, чтобы людям стало легче с нею справиться?

5. Что я могу сделать для решения? Кто и как мне может помочь?

Точка 3. Исходить из собственной экспертизы.

Вы можете мастерски владеть крутыми инструментами, или обладать специфическими знаниями, практикой и опытом, или быть в чем-то экспертом для многих людей. И область вашей экспертизы не обязательно должна подтверждаться вузовским дипломом. Сами по себе «корочки» не делают человека экспертом. Да, образование будет важнейшей основой для врача, юриста или психолога. Но тема, в которой вы являетесь экспертом, может лежать и за пределами «жестких» специализаций.

Вот несколько примеров от наших учеников, студентов курса «Системные продажи». 

«Переезжая на ПМЖ в другую страну, я прошла сложный путь, набила кучу шишек и получила огромный опыт. Сейчас я знаю, как это делать от А до Я. Поэтому и решила открыть собственное агентство».

«Я прошла сильный трансформационный путь, который существенно изменил мою жизнь к лучшему. Желание и готовность делиться этим, помогать другим девушкам возвращаться к своей женской природе, помогли мне найти идею для авторского курса».

«У меня был большой опыт преподавания, база постоянных учеников на индивидуальные уроки и собственная методика обучения языку. Все это помогло мне решиться на открытие собственной онлайн-школы».

Формат экспертного продукта может быть любым: консультации и агентства, мастер-классы и гайды, курсы и онлайн-школы. Для поиска бизнес-идеи из отправной точки «экспертиза» поищите ответы на следующие вопросы:

1. В чем я эксперт? Что я умею и знаю лучше других?

2. Каков уровень моей экспертности?

Эксперты очень часто испытывают проблемы с признанием. Именно для них характерен синдром самозванца или отличника (а то и оба сразу). И у любого эксперта есть «эксперт в авторитете», который «столько всего сделал и заработал — мне до него еще расти и расти!» Но вот что важно помнить: ваш клиент — это обычный человек, который не разбирается в задаче. Вы для него тот самый авторитет, который может легко решить его задачи.

Можно представить себе условную 10-балльную шкалу. Наивысший балл — уровень того самого эксперта в авторитете, а наименьший — самый начальный, базовый экспертный уровень. Определите местоположение собственной экспертной позиции на этой шкале. Все, что выше, — ваша профессиональная зона роста. Баллы ниже — это и есть уровень вашей ЦА.

3. Для кого ценна моя экспертность? Кому необходимы мои знания/умения/опыт?

Если вы поставили себе оценку по 10-балльной шкале, то уже сможете определить и выбрать свою целевую аудиторию. Опишите ее, сформулируйте потребность и ценность, за которую они будут готовы платить.

Многие эксперты говорят: «А ведь мои клиенты — это я вчера!» Да, часто именно так и есть: вы можете научить чему-то тех людей, которые очень похожи на вас самих в недавнем прошлом. Например, сегодня вы опытный садовод и ваш огород ломится от урожая или является предметом зависти многих соседей, которые к тому же приходят к вам за советом. Чтобы достичь такого результата, вы потратили время. И наверняка есть те, кто сейчас находится в той самой точке, с которой вы когда-то начинали. Вспомните себя, свои запросы, проблемы и задачи в тот период: ответы на какие вопросы вы хотели тогда найти? Каким рекомендациям доверяли и почему? А каким нет и почему? Что было ценным для вас тогда? Что бы вы посоветовали себе с высоты уже полученного опыта?

Точка 4. Скопировать успешную идею и бизнес-модель.

Не нужно пренебрегать этим способом. Секрет кроется за термином «умное копирование» — идею или бизнес-модель нужно обязательно адаптировать к исходным данным, реалиям и ресурсам, которые у вас есть. Учитывать нужно все: время, силы и деньги, которые вы готовы вкладывать в проект, наличие или отсутствие опыта управления, продвижения, продаж, нюансы рынка и наличие потребительского потока, особенно если бизнес-проект имеет привязку к географии — например, вы открываете кофейню, — и уровень собственных амбиций.

Сделать точную копию не получится. Но воспользоваться идеей как подсказкой, как вариантом для проработки собственной идеи — вполне. Малый бизнес хорош еще и тем, что в нем часто появляются «модные» темы: выездные салоны красоты и мобильные кофейные точки, женские/книжные/бизнес-клубы по интересам. А еще сервисы доставки и проката, маркетплейсы и мини-ивенты.

Будьте наблюдательными и внимательно прислушивайтесь к себе: что вам нравится? Что вас восхищает? А какую идею вы можете дополнить, улучшить? Какую бизнес-модель можно взять за основу? Не обязательно придумывать что-то абсолютно уникальное. Да и вряд ли это получится: реальные инновации придумать сложно; это дорого и часто невыгодно.

Если вы сейчас находитесь в поиске идеи для своего бизнес-проекта — выбирайте одну из четырех отправных точек или пробуйте сразу несколько.

После того, как вы поработали с вопросами и полученной информацией, можно «собрать» формулировку-гипотезу по конструкциям-подсказкам.

Я предполагаю, что ... (кто?) сталкиваются с проблемами и сложностями … (в чем? с чем? какими?), когда они ... (что делают?). Думаю, что эту проблему можно решить … (каким образом?).

Пример. Я предполагаю, что люди, которые хотят написать свою книгу, сталкиваются с такими сложностями, как непонимание, с чего вообще начать; страх критики; сомнения в нужности этой книги; непонимание, что делать потом с рукописью — как издавать книгу. Думаю, что эти проблемы можно помочь решить, если создать литературно-консалтинговое агентство, которое будет работать с начинающими авторами.

Я хочу создать … (что?), которая будет помогать … (кому? кто клиент?) тем, что … (как будет помогать ваше решение?). Предполагаю, что моей ЦА важно … (что?), они хотят избежать … (чего?).

Пример. Я хочу создать онлайн-школу по изучению английского языка, которая будет помогать родителям обучать детей языку с самого маленького возраста. Предполагаю, что таким родителям важно, чтобы ребенку было интересно, а обучение приносило реальный результат — ребенок знал простые предложения, мог общаться на английском. Они хотят избежать неудобств с графиком, ложных обещаний, дороговизны.

Одна из основных ошибок в начале предпринимательского пути — излишняя фокусировка именно на идее бизнеса. Но не менее важно сделать так, чтобы она решала проблему или задачу клиента и чтобы за это решение клиент готов был платить. Так что вторым шагом является проверка гипотез. О том, как это сделать, я расскажу в следующей статье.