Ошибка Илона Маска | Большие Идеи

・ Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Ошибка
Илона Маска

Почему роботы не смогли помочь Tesla, и как компания использует их теперь

Авторы: Джеймс Уилсон , Пол Доэрти

Ошибка Илона Маска

читайте также

Скрытые пружины экономики

Анна Натитник

Демонизация как инструмент недобросовестной конкуренции

Анатолий Ермолин

Когда можно говорить неправду

Адам Эрик Гринберг,  Мэтью Луполи,  Эмма Левайн

Кризис на вершине

Парсонс Джордж,  Паскаль Ричард

читайте также

Это произошло на заводе будущего. Новое промышленное предприятие Tesla во Фримонте (Калифорния), получившее название «Инопланетный Дредноут», было разработано как полностью автоматизированное — без необходимости задействовать людей. Предполагалось, что роботы с искусственным интеллектом помогут компании выпускать 5 тыс. автомобилей Tesla Model 3 в неделю, что позволит удовлетворить растущий спрос. Но реальность оказалась не столь радужной: компания производила всего 2 тыс. автомобилей. Как выяснилось, полная автоматизация не столь хороша, как все думают. По мнению CEO компании Илона Маска, сложные роботы на деле замедляют, а не ускоряют, производство.

Tesla решила приостановить производство, чтобы устранить неполадки и установить большое временное сооружение — в сущности, это шатер — для дополнительных работ. Также компания наняла несколько сотен работников, чтобы реформировать процесс производства, обучить (и переобучить) роботов и при необходимости подменить их. Сам Илон Маск в апреле написал в твиттере: «Полная автоматизация была ошибкой, точнее, моей ошибкой. Человеческий ресурс недооценивают».

Tesla не единственная компания, столкнувшаяся с подводными камнями полной автоматизации. Мы провели глобальное исследование более чем 1 тыс. компаний, стоящих в авангарде использования ИИ, и обнаружили, что наибольшая производительность достигается не тогда, когда машины заменяют людей, а когда используются для работы с ними. Такое отношение помогает машинам стать лучше, а людям — перейти на более высокий уровень производительности.

Добавляем в рецепт людей

Для Tesla усилить человеческий ресурс — значит расширить традиционные виды деятельности дополнительными обязанностями, которые могли бы обеспечить бесперебойную и эффективную работу «Инопланетного Дредноута». Так, например, супервайзер в сфере обслуживания оборудования должен не просто ежечасно отслеживать работу техперсонала и руководить ремонтом оборудования, но и обладать инженерными навыками и знать робототехнику. А персонал по техническому обслуживанию должен не просто уметь диагностировать и устранять неполадки промышленного оборудования. Сотрудники обязаны использовать множество методик анализа, таких как термография и вибрационная диагностика, чтобы заранее определять, когда применять те или иные профилактические процедуры для предотвращения поломок.

И это не просто старые позиции в штатном расписании с расширенными полномочиями. Наш анализ показал, что к традиционным формам деятельности прибавились совершенно новые категории рабочих мест. Так же, как когда-то благодаря интернету появились веб-дизайнеры и специалисты SEO, в эру ИИ появятся новые профессии. Tesla, к примеру, нанимает инженеров-робототехников, специалистов по компьютерному зрению, разработчиков систем машинного обучения. Компания также опубликовала список более экзотичных вакансий для ИИ-специалистов, таких как инженер по алгоритмам аккумуляторных батарей и инженер по системам датчиков слежения и прогноза. Для названных специальностей требования выходят за пределы знания литий-ионных элементов (емкость ячеек, сопротивление, мощность и т.д.) и теперь включают экспертные знания в разработке алгоритмов контроля и обратной связи. Это не просто технически переосмысленные задачи. Фактически, как обнаружила Tesla и другие компании, технологии ИИ оказывают влияние на все предприятие, от продаж и маркетинга до НИОКР и таких функций бэк-офиса, как бухгалтерия и финансы. Например, Tesla применяет ИИ-системы для обработки данных клиентов, включая информацию из онлайн-отзывов на сайте компании, чтобы выявить проблемы с автомобилями.

Запрос на обучение

Очевидно, что найти людей на вакансию «инженер по алгоритмам аккумуляторных батарей» не самая простая задача — учитывая серьезную нехватку специалистов по ИИ, которая способствовала взлету их годовых зарплат выше $300 тысяч. Так что многие компании стараются вырастить таланты собственными силами внутри организации. Исследование показало: хотя руководители осознали всю сложность новых программ переподготовки, почти три четверти из опрошенных 1,5 тыс. крупных компаний сообщили, что испытывают трудности с дальнейшими действиями.

С учетом того, что только около 3% компаний занимаются планированием переобучения специалистов, а также сотрудничества как с внешними партнерами, так и с государственными учреждениями, это может потребовать существенных дополнительных инвестиций. Возьмем, к примеру, Speedfactory — современный завод компании Adidas, недавно начавший производство под Атлантой. Чтобы открыть роботизированное предприятие площадью 7 тыс. квадратных метров, которое позволит повысить гибкость производства спортивной обуви, разработанной специально для местных потребителей, Adidas работал в тесном сотрудничестве с властями штата Джорджии, а также с расположенной в Германии компанией OECHSLER Motion. В настоящее время на производстве работает около 150 сотрудников на различных технических позициях: проектировщики, инженеры, швейники, технологи. Пока завод строился, сотрудники OECHSLER работали из стартап-хаба, созданного в рамках партнерства между Техническим колледжем Чатахучи и управлениями экономического развития округа Чероки и города Вудсток. Также в рамках господдержки штат выделил налоговый кредит в размере $3,5 тысяч за каждое созданное рабочее место и оказал помощь в обучении по программе Georgia Quick Start. Кроме того, Adidas отправила своих сотрудников в Германию для обучения работе с роботизированным оборудованием на базе искусственного интеллекта.

По мере развития обучения персонала некоторые компании начали вводить свои собственные программы сертификации, чтобы помочь сотрудникам приобрести необходимые знания и экспертизу. Например, отдел глобальных исследований GE запустил онлайн-курсы по машинному обучению и другим специфическим навыкам. Несколько сотен сотрудников уже прошли корпоративную программу аттестации по анализу данных, что позволило им приступить к новым видам работ.

Возвращаясь к истории Tesla, заметим, что рабочие, занятые Model 3, учатся больше, чем остальной производственный персонал компании. В программу обучения входит получение в классах начальных и фундаментальных производственных знаний. Tesla также запустила новые программы обучения технического персонала, например, помогающие сотрудникам перейти от работы над двигателями внутреннего сгорания к разработке электромобилей. Также компания в партнерстве с колледжами дает студентам образование, необходимое им для карьеры в индустрии электромобилей.

Насколько бы масштабно Tesla ни вводила автоматизацию и ИИ, успех компании в конечном итоге будет зависеть от людей. Для удовлетворения растущего спроса на Model 3 Маск объявил о своем желании запустить три смены в день для безостановочной работы. Чтобы достигнуть этого, планируется нанимать около 400 работников в неделю, что приведет к значительному спросу на обучение без отрыва от производства. Обучение нанятых сотрудников будет ключевым моментом для достижения эффективного масштабирования производства, учитывая сравнительно низкую цену на автомобиль, начинающуюся с $35 тысяч. Согласно одному из прогнозов, Model 3 потенциально способна достичь уровня маржинальности в 30%, что было бы беспрецедентно для транспортных средств на аккумуляторных батареях. Но даже при том, что в итоге компания достигла целевых объемов производства в 5 тыс. машин в последнюю неделю июня, пока под вопросом, сможет ли она поддерживать и наращивать столь агрессивные темпы. Как ни странно, на производстве будущего люди необходимы даже в большей степени, чем когда-либо ранее.

Об авторах

Г. Джеймс Уилсон (H. James Wilson) — управляющий директор подразделения ИТ и бизнес-исследований в исследовательской компании Accenture Research. В соавторстве с Полом Догерти написал книгу Human + Machine: Reimagining Work in the Age of AI.

Пол Р. Доэрти (Paul R. Daugherty) — директор по технологиям и инновациям консалтинговой компании Accenture. Вместе с Джеймсом Уилсоном написал книгу Human + Machine: Reimagining Work in the Age of AI.