читайте также
Первый в году номер «HBR Россия» традиционно посвящен самым важным идеям, которые, как мы полагаем, окажут серьезное влияние на менеджмент. Наши авторы и герои анализируют изменения, произошедшие в экономике и бизнесе за последний год, и обсуждают, как повысить эффективность компаний в новых условиях.
В 2020-м мы стали участниками глобального эксперимента, затронувшего многие сферы жизни. Из-за пандемии мы научились работать удаленно, освоили новые технологические платформы и даже пересмотрели некоторые жизненные установки. И этот эксперимент все еще продолжается. Сейчас мы переживаем кризис, который, как отмечает ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов, во многом вызван действиями правительств: они вводили локдауны, ограничивали передвижения и приостанавливали работу предприятий, чтобы помешать распространению коронавируса. В то же время многие государства оказывали финансовую поддержку бизнесу и гражданам. Рубен Ениколопов и лауреат Нобелевской премии Эстер Дюфло рассуждают об эффективности подобной помощи и о том, могут ли экономисты способствовать преодолению кризиса.
Главный урок 2020-го для бизнеса — надо очень быстро меняться. В прошлом году во многих компаниях в рекордно короткие сроки произошла цифровая трансформация. Но меньше всех пострадали организации, которые начали ее еще до пандемии, — это лишний раз доказывает, насколько важно действовать на опережение, не дожидаясь форс-мажоров. К примеру, Х5 Retail Group значительно нарастила объемы электронной коммерции благодаря тому, что затеяла «переход на цифру» несколько лет назад. Еще раньше компания перестроила систему управления и, по словам главы Х5 Игоря Шехтермана, стала гибче, а сотрудники получили больше самостоятельности. Кстати, тема свободы и контроля сейчас особенно актуальна. Руководители вынуждены вести себя жестко и в то же время давать дополнительные полномочия персоналу. Профессор INSEAD Станислав Шекшня пишет о том, какими должны быть лидеры и их действия в условиях новой нормальности.
В компаниях будут и дальше идти изменения — в частности, в финансовой, кадровой и маркетинговой политике. А переход многих бизнес-процессов в онлайн заставит уделять серьезное внимание кибербезопасности — об этом в своей статье рассказывает Евгений Касперский.
2021 год наверняка преподнесет нам немало сюрпризов. Никто не знает, что нас ждет, но даже в период неопределенности можно просчитать, с какими трендами мы, вероятно, скоро столкнемся. В номере вы найдете навигатор по работе с будущим, который поможет разглядеть новые возможности и вызовы. Ну а мы и дальше будем писать о том, как использовать их во благо бизнеса.
Об авторе. Марина Иванющенкова — главный редактор журнала «HBR Россия».