читайте также
Гидо Журе начал работать в швейцарском гиганте АВВ в 2016 году, а до того более 20 лет провел в технологическом руководстве Cisco и Nokia. Сейчас он реализует $34-миллиардную стратегию АВВ в сфере чистой энергии, транспорта, роботизации и автоматизации в более чем 100 странах и руководит инициативами в области AR. Журе рассказывает о потенциале AR — и о том, почему его недооценивают.
Что заинтересовало АВВ в AR?
AR способна решить три макроэкономические проблемы. Во-первых, это старение квалифицированных кадров. В 1960—70-х годах в нефтегазовом секторе был резкий скачок занятости, а потом наступил провал. И сегодня большая доля сотрудников выходит на пенсию, лишая компании своего опыта. То же происходит в других отраслях. Во-вторых, появляется все больше удаленных машин, которые надо контролировать и обслуживать с минимальным участием человека. В-третьих, технологии усложняются и требуют новых специальных умений.
Над чем вы сейчас работаете?
Для целлюлозно-бумажного направления мы создаем AR, позволяющую обслуживать оборудование без вызова техников. Клиент всегда получал инструкции по ремонту в виде пакета документов — а мы создаем AR на основе очков HoloLens: удаленный специалист будет видеть то же, что клиент, и подскажет ему, что делать. Уже есть несколько прототипов, клиенты испытывают их и делятся отзывами.
Что касается морского направления, здесь мы вместе с группой компаний работаем над созданием автономных судов — аналогов беспилотных автомобилей. Можно начать с небольших паромов и постепенно дойти до контейнеровозов. Такому кораблю хватит команды из нескольких человек. Если береговым службам понадобится информация о происходящем на судне, им тоже поможет AR. По нашим расчетам, подобные решения можно вывести на рынок за несколько лет.
Как управлять судном удаленно?
Капитан, находясь на берегу, с помощью AR будет видеть панораму, открывающуюся с капитанского мостика, а также информацию о скорости, курсе и другие данные. В этом случае лучше всего совместить AR с VR. VR даст вид с мостика, а AR наложит на него телеметрию. Если датчики зафиксируют неполадки в машинном отделении, можно будет «перейти» туда и виртуально осмотреться, чтобы получить все данные. Для обслуживания судна достаточно небольшого экипажа.
Какие еще задачи будет решать AR?
Я вижу ее возможности в трех пересекающихся областях. Первая — это опасные работы. Там, где высок риск получения травмы или порчи оборудования, люди должны получать точную и актуальную информацию. Вероятно, AR будут использовать на нефтеперегонных и химических заводах, в строительстве и добывающей отрасли. Другая область — работы в удаленных и труднодоступных местах. Например, на нефтяной платформе или морской ветряной электростанции людям могут срочно потребоваться узкоспециальные навыки. И, наконец, AR будет весьма полезна при работе с устройствами повышенной сложности, которые нельзя автоматизировать. Примеры — обслуживание промышленного 3D-принтера или работа с полупроводниками.
Все это новейшие технологии. Применима ли AR в более простых, но не менее важных ситуациях?
Можно использовать AR просто для соблюдения процедур, во избежание ошибок и травм. У вас могут быть лучшие стандарты в мире — но они бесполезны, если им не следуют. AR может гарантировать их соблюдение. Допустим, вы работаете с промышленным двигателем и по инструкции должны отключить питание. В спешке легко забыть об этом и испортить оборудование или пораниться. В случае с AR инструкция может быть такой: «Отключите питание и взгляните на выключатель, чтобы подтвердить его положение». Вы смотрите на выключатель, AR делает его снимок, отмечает время и место с помощью GPS. Теперь вы точно знаете, что на данном этапе, в данном месте и в данное время двигатель был выключен.
Вызвал ли потребительский ажиотаж вокруг AR чрезмерные ожидания от этой технологии у бизнеса?
Скорее, наоборот: новости о потребительском применении AR негативно влияют на отношение к ней компаний. Это вечная проблема. Вспомним шумиху вокруг дронов — она создала у бизнеса представление, что это лишь очередная игрушка. А сейчас мы используем их для контроля НПЗ, трубопроводов, высоковольтных линий. То же случилось с блокчейном: сначала все решили, что это просто технология для поддержки биткоина, а биткоин — цифровая валюта наркоторговцев. Теперь же компании начинают понимать, как блокчейн влияет на заключаемые контракты. AR долго считалась технологией для игр: бизнес воспринял Google Glass как забаву, а AR — как тупиковый научный эксперимент. Но те, кто имеет дело с AR на производстве, высоко оценивают ее потенциал.
Как начать работать с AR?
Для начала создайте цифровые модели продуктов, которые можно будет использовать при создании AR и VR. (Это лучше делать прямо при разработке.) Затем определите, на каких этапах производства или обслуживания AR принесет вам больше пользы. Учитывайте три критерия: опасность, удаленность и сложность. Если у вас есть простое и доступное устройство, не стоит начинать внедрение AR с него. Что касается услуг, я бы задумался о том, где AR сможет улучшить существующий сервис, а не о том, какую новую услугу с AR создать с нуля. Если клиент уже знаком с вашими услугами, его несложно будет убедить попробовать улучшенную версию. Если вы и конкуренты предлагаете один и тот же сервис, но в вашем есть элемент AR, упрощающий работу, это хорошо для клиента — и выгодно отличает вас.
Каким вы видите общее будущее AR и искусственного интеллекта (ИИ)?
Сегодня мы можем создать ИИ, играющий в Jeopardy! или в го, — но там, где он не натаскан, он не будет на высоте. ИИ может дать информированный ответ, но его эффективность непредсказуема. Если вы научите автономный корабль двигаться в штиль, а на море начнется шторм, вы не будете знать, как поведет себя его ИИ. В нестандартных ситуациях люди, по крайней мере в обозримом будущем, по-прежнему будут действовать лучше ИИ. Можно предположить, что ИИ будет давать известные ему инструкции, человек примет решение, а AR покажет, как и что делать. Допустим, в двигателе появились шумы, и тому могут быть разные причины. ИИ изучит данные, выявит 10 возможных неполадок и посоветует, что проверить в первую очередь. Затем техник определит, с чего начать, опираясь на свой опыт, командные наработки, внешний вид двигателя и т. д. Он решит, какая из проблем наиболее вероятна, и выберет программу AR, которая поможет ему с ремонтом.