Идеи для лидера: как подружить сотрудников с ИИ и обеспечить преемственность | Большие Идеи

・ Тренды

Идеи для лидера: как подружить сотрудников с ИИ и
обеспечить преемственность

Главные события в сфере менеджмента и технологий за неделю — по версии редакции «Больших идей».

Автор: Редакция «Больших идей»

Идеи для лидера: как подружить сотрудников с ИИ и обеспечить преемственность
Фото: Headland

читайте также

Нужна ли иерархия для успеха?

Тим Кастелле

«Счастливые часы» Facebook

Вамси Канури,  Исин Чен,  Шрихари Сридхар

«Вчерашние студенты из России умеют проектировать не хуже зарубежных коллег»

Дмитрий Морозов

«Отчаянная вежливость» может разрушить вашу карьеру

Джанпьеро Петрильери


Человекоцентричность вновь оказалась в фокусе внимания ученых на этой неделе. Даже в материалах и исследованиях, посвященных искусственному интеллекту, авторы подчеркивают ценность человеческого опыта, развития и комфорта сотрудников. Возможно, это своеобразная реакция на череду утрат — устойчивых институтов, стабильной занятости, предсказуемого будущего. Немецкий социолог Андреас Реквиц даже посвятил утратам свою новую книгу и назвал их переживание ключевой чертой современности. Демографические проблемы, текучесть кадров, появление ИИ — лишь частные проявления этой тенденции. Но на каждый вызов, реальный или потенциальный, предприниматели и исследователи ищут и находят ответ.

Как генеративный искусственный интеллект влияет на рынок труда в России в условиях дефицита кадров? На этот вопрос отвечают авторы отчета РАНХиГС «Кадровый код 2025». С их точки зрения, в ближайшие годы использование генеративного ИИ может не только повысить эффективность труда на 15—20%, но и компенсировать до 80% нехватки персонала в разных отраслях. В отчете собраны рекомендации для бизнеса и чиновников: начать с готовых облачных решений, инвестировать в цифровую грамотность и обучение сотрудников, развивать отраслевые стандарты и центры компетенций. Внедрение ИИ должно стать частью долгосрочной стратегии, требующей внимания к управлению изменениями и партнерству с государством. Только так можно извлечь максимум пользы и минимизировать риски — технологические, правовые и этические.

Если внимание российских исследователей фокусируется на макроуровне, то один из ведущих мировых экспертов по HR Джон Берсин говорит о ключевых задачах, стоящих перед бизнесом. В очередном выпуске своего подкаста он рассуждает о том, что в ближайшее десятилетие автоматизация действительно неизбежна, но происходить она будет постепенно: примерно так шло развитие интернета. При этом не стоит ждать, что ей займутся сотрудники: у них и без того слишком много задач. Чтобы автоматизация стала конкурентным преимуществом, она должна идти сверху, при этом стоит выполнять четыре важных условия. Первое: автоматизировать нужно процессы, а не задачи, и в этом поможет агентный ИИ. Второе: сотрудники должны чувствовать себя уверенно в работе с ИИ, понимать его возможности и ограничения. Третье: компаниям нужны комитеты по искусственному интеллекту, которые определяют приоритетные направления и инвестиции. Четвертое: при работе с людьми стоит опираться на концепцию «плотности» талантов, то есть создавать реальные возможности для индивидуального обучения и развития сотрудников, в том числе с помощью ИИ, превращая каждого в суперработника и не оставляя слабых мест.