читайте также
Человекоцентричность вновь оказалась в фокусе внимания ученых на этой неделе. Даже в материалах и исследованиях, посвященных искусственному интеллекту, авторы подчеркивают ценность человеческого опыта, развития и комфорта сотрудников. Возможно, это своеобразная реакция на череду утрат — устойчивых институтов, стабильной занятости, предсказуемого будущего. Немецкий социолог Андреас Реквиц даже посвятил утратам свою новую книгу и назвал их переживание ключевой чертой современности. Демографические проблемы, текучесть кадров, появление ИИ — лишь частные проявления этой тенденции. Но на каждый вызов, реальный или потенциальный, предприниматели и исследователи ищут и находят ответ.
Как генеративный искусственный интеллект влияет на рынок труда в России в условиях дефицита кадров? На этот вопрос отвечают авторы отчета РАНХиГС «Кадровый код 2025». С их точки зрения, в ближайшие годы использование генеративного ИИ может не только повысить эффективность труда на 15—20%, но и компенсировать до 80% нехватки персонала в разных отраслях. В отчете собраны рекомендации для бизнеса и чиновников: начать с готовых облачных решений, инвестировать в цифровую грамотность и обучение сотрудников, развивать отраслевые стандарты и центры компетенций. Внедрение ИИ должно стать частью долгосрочной стратегии, требующей внимания к управлению изменениями и партнерству с государством. Только так можно извлечь максимум пользы и минимизировать риски — технологические, правовые и этические.
Если внимание российских исследователей фокусируется на макроуровне, то один из ведущих мировых экспертов по HR Джон Берсин говорит о ключевых задачах, стоящих перед бизнесом. В очередном выпуске своего подкаста он рассуждает о том, что в ближайшее десятилетие автоматизация действительно неизбежна, но происходить она будет постепенно: примерно так шло развитие интернета. При этом не стоит ждать, что ей займутся сотрудники: у них и без того слишком много задач. Чтобы автоматизация стала конкурентным преимуществом, она должна идти сверху, при этом стоит выполнять четыре важных условия. Первое: автоматизировать нужно процессы, а не задачи, и в этом поможет агентный ИИ. Второе: сотрудники должны чувствовать себя уверенно в работе с ИИ, понимать его возможности и ограничения. Третье: компаниям нужны комитеты по искусственному интеллекту, которые определяют приоритетные направления и инвестиции. Четвертое: при работе с людьми стоит опираться на концепцию «плотности» талантов, то есть создавать реальные возможности для индивидуального обучения и развития сотрудников, в том числе с помощью ИИ, превращая каждого в суперработника и не оставляя слабых мест.