читайте также
В еженедельном дайджесте «Идеи для лидера» — самые актуальные события последних дней: новые исследования, опубликованные на научных площадках и ресурсах (MIT, Gartner, J.P. Morgan, BCG, «Сколково», РАНХиГС, ВШЭ), стратегические новости компаний, важные назначения и увлекательные статьи от предпринимателей, топ-менеджеров, исследователей и консультантов.
Плохие привычки топ-менеджера
Привычка лично погружаться в процесс и постоянно контролировать все, что входит в зону ответственности менеджера, хороша на начальном этапе карьеры, однако при переходе на уровень среднего менеджмента она станет проблемой, а на уровне топ-менеджера — катастрофой, пишет в своем Telegram-канале партнер «Экопси» Павел Безручко. Топ-менеджер должен отслеживать уровень людей при найме, но речь идет не о самом рабочем процессе, а о том, что уже при постановке задач и делегирировании следует договариваться, как будет выглядеть конечный результат и о контрольных точках, отмечает эксперт. Для сложных задач, считает консультант, руководитель должен озаботиться созданием правильных методик, которыми будут пользоваться исполнители. «Если ты нанял в команду или для выполнения проекта человека с нужными навыками и мотивацией — потребность в оперативном контроле резко снижается, а на самом деле — приходит в норму. А с людьми, чей процесс работы нуждается в постоянном контроле — лучше расстаться, а не развивать их», — убежден Безручко.
Вовлеченность в деталиУспешная работа организации требует вовлечения лидера, а абсолютная автономия сотрудников, о которой сегодня много говорят, — миф, заявил сооснователь и гендиректор Airbnb Брайан Чески в интервью Fortune. В самом начале пути, в период активного роста Airbnb, Чески слишком сильно полагался на профессиональных топ-менеджеров и отдалился от дел. В результате в 2016 году компания оказалась в глубоком кризисе. По словам предпринимателя, тогда он осознал, что СЕО не рождаются — этому придется учиться. Моментом истины для Airbnb стал период пандемии, когда выручка компании упала на 80%. Чески сравнивает произошедшее с резким нажатием тормоза в автомобиле, который несется на скорости более 150 км/ч. В этот момент он решил восстановить контроль над компанией и выбрал стратегию полного погружения в ее операционную работу. «Я сказал, что это будет наш решающий момент… Мы станем по-настоящему компактной, элитной организацией, где не только я, но мы все будем вникать в каждую мелочь», — рассказал Чески.
Роль людей в трансформации бизнеса
Во время кризисов российские топ-менеджеры показывают высокую адаптивность и эффективность, однако специалисты среднего звена, играющие ключевую роль в период трансформации, сталкиваются с перегрузками и последующим снижением показателей после пиковой нагрузки. К такому выводу пришли исследователи консалтинговой компании RosExpert, которые с 2017 по 2023 год опросили более 4,5 тысячи человек из числа руководителей разного уровня и специалистов. По мнению аналитиков, сотрудники с высоким потенциалом нужны на всех уровнях управления, особенно в период кризиса и изменений, когда важны такие опции, как глубокое понимание современных технологий и умение преодолевать сопротивление других к переменам. Текущий высокий темп изменений и сложная деловая среда требуют от лидеров и их сотрудников необычайной гибкости и скорости реакции, что возможно только при вовлечении персонала на всех уровнях в процесс трансформации.
Мотивация рассредоточенной команды
Вовлеченность сотрудника напрямую связана с его готовностью прилагать дополнительные усилия в работе, что критически влияет на производительность на всех уровнях компании. Об этом пишет поведенческий экономист Джордан Бирнбаум в своей колонке для MIT Sloan Management Review. По его оценке, даже крупные инвестиции редко позволяют повысить вовлеченность на рабочем месте выше 36%. Эксперт объясняет это тем, что, по данным Института Гэллапа, 10 из 12 основных факторов, влияющих на желание человека работать, касаются межличностных отношений. И крепкие связи внутри команды — основа успеха в этом. Но поддерживать отношения в мире, когда команда физически рассредоточена, стало гораздо сложнее, отмечает автор. И так как 70% мотивации сотрудников обусловлены их отношениями с начальством, Бирнбаум рекомендует руководителям использовать референтную власть, основанную на уважении и авторитете. Именно она стимулирует мощную внутреннюю мотивацию сотрудников, поясняет автор.
Удаленка — за или против
Возвращение сотрудников крупных компаний, таких как Amazon или Dell, в офисы может вызвать не тот эффект, на который рассчитывают СЕО этих организаций. В обзоре MIT Sloan Management Review исполнительный консультант Брайан Эллиотт со ссылкой на последние исследования говорит о том, что производительность и финансовые показатели компаний не растут после массового возвращения людей в офисы. Данные MIT SMR, наоборот, показывают, что гибридный формат работы позволяет удерживать таланты и улучшать взаимодействие в команде. В компаниях, которые делают ставку на гибкость, выручка растет быстрее, чем в организациях с авторитарным стилем управления, продолжает эксперт. Квалифицированные специалисты воспринимают мандат на возвращение в офис как признак недоверия, это подрывает их моральных дух и снижает эффективность, и Amazon из-за своего решения рискует потерять лучших сотрудников, уверен Эллиот.
Как стать успешным переговорщиком
Французская бизнес-школа INSEAD выложила в открытый доступ курс по обучению переговорам и управлению конфликтами. Проект, включающий в себя 19 различных кейсов, был отмечен наградой Silver MBA 2018 года. В него входят подробные планы занятий, презентации с лекций, различные упражнения и данные релевантных исследований. Программа была создана ради популяризации знаний о переговорах и для того, чтобы сделать образование более доступным, чтобы сократить социальное и экономическое неравенство, отмечают его авторы. «Эти материалы — результат многолетней работы Мартина Швайнсберга из ESMT и направлены на разработку более гармоничного будущего», — говорится в заявлении INSEAD.
Образование для предпринимателя
Для того чтобы построить успешный бизнес, важно фундаментальное образование, считает сооснователь AmoCRM Михаил Токовинин. На своем YouTube-канале он рассуждает о том, что высшее образование по фундаментальным специальностям, например, в области юриспруденции, дает гораздо больше ценной информации предпринимателю, чем узкоспециализированные программы, такие как предпринимательство или бизнес-управление. Он также считает, что в крупной корпорации человек может научиться управлять проектами, людьми и компаниями, особенно если попадется опытный руководитель, который сыграет роль наставника. Наемная работа, продолжает Токовинин, более стабильна на короткой дистанции, ведь, в отличие от доходов от экспериментов с бизнесом, зарплата обычно приходит вовремя. С другой стороны, на таком карьерном пути есть свои опасности: например, отсутствие карьерного роста или крах компании.
Дилемма M&A
В мире ежегодно совершается до 5000 сделок по слияниям и поглощениям общей стоимостью $2 трлн, но около 75% из них так и не достигают заявленной на старте цели, пишет в материале для Fortune почетный профессор Школы бизнеса имени Стерна при Нью-Йоркском университете Барух Лев. Он проанализировал 40 000 сделок по всему миру за последние 40 лет и пришел к выводу, что причинами провалов зачастую являются слишком амбициозные цели, отсутствие синергии между объединяемыми бизнесами и системы мотивации топ-менеджмента, которые получают бонусы за сделки, но не за их последующий успех. Профессор уверен, что цель приобретения должна быть тщательно обоснована, в ином случае M&A приведет только к убыткам.