читайте также
В еженедельном дайджесте «Идеи для лидера» — самые актуальные события последних дней: новые исследования, опубликованные на научных площадках и ресурсах (MIT, Gartner, J.P. Morgan, BCG, «Сколково», РАНХиГС, ВШЭ), стратегические новости компаний, важные назначения и увлекательные статьи от предпринимателей, топ-менеджеров, исследователей и консультантов.
Стратегия в условиях пересеченной местности
Большинство менеджеров выбирают один из четырех путей в отношении стратегии, каждый из которых ведет к провалу: не думают о ней вовсе, следуют за большинством, дробят задачи на части (и подменяют стратегию планированием) или парализуют себя бесконечным анализом ситуации. Бывший декан Школы менеджмента Ротмана, консультант генеральных директоров и автор книги A New Way to Think Роджер Мартин в своем Medium рассуждает о том, почему современный бизнес все меньше прибегает к использованию стратегии. Он считает, что топ-менеджеры сегодня применяют алгоритмы, подходящие только для простой среды, работающей по понятным правилам, в то время как бизнес — это территория с множеством неизвестных. Для иллюстрации этой мысли Мартин сравнивает гору Килиманджаро в Танзании, чей гладкий ландшафт позволяет совершить восхождение по простым правилам, с одной стороны, и Гималайские горы в Непале — с другой. Там из-за рваного ландшафта нужно уметь ориентироваться среди множества высот, и даже один неверный выбор приведет к исчерпанию ресурсов, таких как вода, еда и силы. Такие условия требует от человека развитой интуиции и адаптивности, но не знания алгоритмов, констатирует эксперт.
Ценность споров с лидером
Корпоративные скандалы часто возникают из-за того, что сотрудники боятся делиться своими опасениями с руководителями, — к такому выводу пришла группа исследователей из бизнес-школы Имперского колледжа в Лондоне. Они провели 43 специальные встречи, во время которых лидеры осознанно защищали заведомо слабые идеи перед своими командами, чтобы проверить их реакцию. Последствия такого молчания часто бывают катастрофическими. Например, с этим столкнулся совет директоров Credit Suisse, заказавший независимый отчет, чтобы выявить причины понесенных банком убытков в размере $5,5 млрд после краха Archegos Capital Management. Так, они выяснили, что потеря денег отчасти связана с нежеланием сотрудников спорить с руководством, даже несмотря на то, что риски становились все более очевидными. Но, констатируют аналитики, многие топ-менеджеры часто не понимают, как разговорить своих сотрудников, так как большинство советов на эту тему слишком абстрактны.
Совет директоров против СЕО
Почти 30% членов совета директоров сомневаются в способности СЕО справляться с кризисами, а 26% СЕО не доверяют совету директоров, следует из данных глобального отчета, проведенного INSEAD, Heidrick & Struggles и BCG. В ходе исследования они опросили 444 директора и руководителя по всему миру. Исследователи также выяснили, что половина респондентов сомневаются в том, что их компании смогут вовремя распознать новые риски и трансформировать их в конкурентное преимущество. Кроме того, говорится в отчете, около 77% директоров уверены, что их компании обязаны заниматься общественными проблемами, и только 54% настаивают на том, что бизнес-цели должны оставаться приоритетными.
«Морские котики» Airbnb
Чтобы управлять большим бизнесом и сохранять вовлеченность, лидер должен думать о команде, как о большом флоте, а о своих топ-менеджерах, как об подразделении «морских котиков» (элитное подразделение ВМС США, предназначенное для разведки и проведения специальных мероприятий), каждый из которых является экспертом в своей области. Управляя такими людьми, руководителю не нужно быть в курсе всех деталей, но важно оставаться рядом с ними, — такого принципа старается придерживаться директор по развитию бизнеса Airbnb Дэйв Стивенсон, об этом он рассказал в интервью Big Think. Топ-менеджер также считает, что для руководителя важно сохранять баланс между краткосрочными и долгосрочными целями и не заниматься микроменеджментом, чтобы компания оставалась эффективной.
Кризис удаленщиков
Число удаленных рабочих мест в США к концу 2024 года сократилось вдвое, среди основных причин возвращения людей в офисы каждая четвертая компания называет желание сформировать сильную корпоративную культуру и наладить общение между работниками, пишет Fortune со ссылкой на исследование BetterUp. И хотя исследователи приводят данные о том, что живое общение, в отличие от виртуального, действительно повышает удовлетворенность жизнью и укрепляет социальные связи, люди оказались не готовы к такому требованию. Исследователи констатируют, что у сотрудников, которых вынуждают вернуться в офис, растет уровень стресса, падают вовлеченность и продуктивность, а многие и вовсе планируют уволиться. Желание сменить работу отчасти обусловлено и возросшими издержками, кроме времени на дорогу, возвращение в офис стоит человеку в среднем $561 в месяц, которые уходят на оплату транспортных расходов и на дополнительный уход за детьми и домашними животными.
HR-тренды 2025 года
Порядка 65% сотрудников чувствуют, что уже слишком долго находятся в одной и той же роли, особенно ярко эта тенденция выражена, когда речь идет о технологическом секторе (78%), а женщины чаще сталкиваются с этой проблемой, чем мужчины (68% против 62%). Об этом пишет Glassdoor в своем исследовании ключевых карьерных трендов в будущем году. Среди других заметных изменений: почти 20% сотрудников, которые сменили работу в 2024 году, столкнулись с понижением зарплаты. Особенно от этого страдают менеджеры — почти треть из них теряют в доходах при переходе на новую работу. В 2025 году порядка 10% всех руководящих должностей впервые займут представители поколения Z. И хотя их стиль управления схож с другими поколениями, Gen Z обращают особое внимание на эмпатию, благополучие и баланс в рабочей среде. Еще одним важным трендом в Glassdoor называют расцветающую культуру подработок: почти 40% сотрудников имеют дополнительные подработки, а поколение Z и миллениалы наиболее активно включаются в предпринимательство и самозанятость, в том числе за счет заработка через соцсети.
IT-работодатель года
«Авиасейлс», Positive Technologies, «Авито», «Лаборатория Касперского» и 2ГИС вошли в пятерку лучших HR-брендов IT-сферы в ежегодном рейтинге «Хабра» и «Экопси». Всего в списке 128 компаний, на последних местах — «Росгосстрах», «Почта Банк» и «Почта России» соответственно. Чтобы составить рейтинг, исследователи опросили 34 000 человек, работающих в 670 российских компаниях со штатом IT-специалистов не менее 50 человек. А 90% респондентов имеют квалификацию не ниже среднего уровня. По данным исследователей, в этом году в рейтинге участвовало на 33 компании больше, что говорит об увеличении конкуренции среди организаций на IT-рынке.