«Идеи для лидера»: продажа бизнеса в России, будущее работы и испытание нейросетями | Большие Идеи

・ Тренды

«Идеи для лидера»: продажа бизнеса в России, будущее работы и
испытание нейросетями

Главные события в сфере менеджмента и технологий за неделю по версии редакции «Больших идей»

Автор: Никита Щуренков

«Идеи для лидера»: продажа бизнеса в России, будущее работы и испытание нейросетями
Фото: RTL

читайте также

Могут ли большие компании отказаться от инноваций?

Скотт Энтони

Самые цифровые страны мира

Аджай Бхалла,  Бхаскар Чакраворти,  Рави Шанкар Чатурведи

Пять правил, которые помогут сделать интересное видео для сотрудников и о сотрудниках

Андрей Скворцов,  Наталья Журавлева

«Значение этих приемов только возрастает»

Редакция «Больших идей» публикует последний в уходящем году дайджест «Идеи для лидера». На протяжении всего 2024 года мы выбирали для наших читателей самые актуальные события: исследования о лидерстве и стратегии, новости об отставках и назначениях, советы для топ-менеджеров по управлению командами и многочисленные истории о развитии технологии искусственного интеллекта. 

Мы продолжим выпуск дайджеста и в 2025 году: также будем искать новейшие исследования, стратегические новости компаний, объявления о важных назначениях и занимательные публикации от героев «Больших идей».

Искусство делегировать

Коммерческая организация — это нейронная сеть, в которой люди объединены общими целями, системой и культурой, а отдельный человек, как отдельный нейрон. С такого сравнения начинается объявление основателя Dodo Brands Федора Овчинникова о том, что с 1 января 2025 года он покинет должность председателя совета директоров Dodo. Сообщение опубликовано в Telegram-канале предпринимателя. Он остается ключевым акционером, членом совета директоров и продолжает принимать активное участие в стратегическом развитии организации. «Сначала компания будет решать новую задачу из рук вон плохо, а отдельный предприниматель сделал бы это гораздо лучше. Но если быть последовательным в реализации стратегии и при этом будет достаточно терпения и ресурсов, чтобы позволить себе идти в выбранном направлении, принимать ошибки и учиться, компания в какой-то момент научится решать конкретную задачу хорошо, а на длинной дистанции — лучше самого предпринимателя», — рассуждает он. Федор Овчинников открыл первую пиццерию Dodo Pizza в 2011 году в Сыктывкаре, сегодня сеть насчитывает 1244 точки в 24 странах. Овчинников покинул должность СЕО с 2024 года, он объяснил это необходимостью дальнейшего роста бизнеса.

Продажа бизнеса в России

Высокий сезон сделок M&A в России длился с лета 2023 года до июля 2024-го — об этом в интервью Frankmedia рассказал партнер Aspring Capital Сергей Айрапетов. По его оценкам, за девять месяцев года около 23% всех сделок на российском рынке составили сделки с иностранными собственниками. Из-за заградительных условий такие акционеры могут продать свой бизнес лишь за 20—30% от реальной стоимости, объясняет Айрапетов, поэтому с рынка уходят только те собственники, «которым очень надо».

Эксперт отметил, что сейчас идут сделки по замещению долга капиталом: акционеры ищут инвесторов для уменьшения объема долга за счет привлеченных средств. Второй популярный тип сделок — стратегические, особенно на рынке технологий и телекома, а также в ритейле и FMCG.

Вопрос цены

Миллениалы и поколение Z массово отказываются от естественных драгоценных камней в пользу искусственных, производство которых гораздо более экологично. Несмотря на стереотип о том, что речь идет о самых осознанных, с точки зрения экологии, потребителях, настоящая причина выбора кроется в стоимости, считает СЕО Pandora Александр Лачик. «Когда мы говорим о критериях выбора продукта, на самом деле поведением управляют только две вещи. Дизайн — это, безусловно, самый важный аспект, но второй критерий — цена», — рассказывает он. Алмазы, произведенные в лаборатории, обычно на 60—85% дешевле тех, что были добыты из недр Земли. При этом вопрос ESG все же может сыграть свою роль, уточняет Лачик, особенно в момент, когда человек не может определиться между предложениями нескольких брендов.

Испытание искусственным интеллектом

Генеративный ИИ сулит не только большие перспективы для лидеров, но и несет в себе множество потенциальных ловушек. Доктор медицинских наук, президент Mayo Clinic Platform Джон Халамка в разговоре с MIT Sloan Management Review поделился опытом внедрения ИИ в бизнес. По его словам, сначала Mayo Clinic создала вокруг себя специальные барьеры для безопасного использования ИИ, а также внимательно изучила экономические аспекты и риски, связанные со стремительным развитием технологий. Например, Mayo объединилась с другими компаниями в коалицию — Coalition for Health AI (CHAI), чтобы совместно разрабатывать рекомендации для безопасного использования ИИ в здравоохранении. Искусственный интеллект требует значительных расходов на оборудование, энергию и экспертизу, предупреждает Халамка, но результат может быть долгосрочным.

Будущее работы

Производительность программистов, сотрудников креативных профессий и тех, кто работает в сфере обслуживания клиентов, в 2024 году выросла на 10—15% благодаря искусственному интеллекту. Об этом говорится в большом отчете Microsoft о будущем работы. Несмотря на формат взаимодействия с ИИ, близкий к человеческому, аналитики констатируют, что различные подсказки и интерактивные инструменты значительно улучшают точность и удобство во время работы с языковым агентом. В Microsoft также уверены, что искусственный интеллект способен ускорять обучение сотрудников и поддерживать их критическое мышление, но непрерывное использование ИИ ведет к деградации навыков у человека. Культурный контекст требует большего внимания от разработчиков ИИ, так как сервисы должны больше учитывать локальные особенности для более эффективного внедрения на различных рынках. В Microsoft также отмечают, что доверие к искусственному интеллекту у пользователя сильно зависит от пользовательского опыта. А правильная подача информации может способствовать снижению чрезмерной зависимости от ИИ.

Междисциплинарный подход к ИИ

В разработке генеративного ИИ, который стал настоящим прорывом последних двух лет и уже затронул множество жизней по всему миру, должны участвовать эксперты с разным опытом. Об этом заявил профессор компьютерных наук Стэнфордского университета Джеймс Ландей в подкасте At the Edge от McKinsey. По его словам, Стэнфорд использует междисциплинарный подход к ИИ и объединяет технические, гуманитарные и социальные науки, чтобы разрабатывать более сбалансированные и безопасные системы. Чтобы адаптироваться к изменениям, вызванным искусственным интеллектом, нужно адаптировать и образование, считает Ландей: например, интегрировать этические нормы по использованию ИИ в учебные программы и персонализировать обучение.