Когда люди слушают радостную музыку, рынок глядит веселее | Большие Идеи

・ Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Когда люди слушают радостную музыку, рынок
глядит веселее

Ученые выяснили, какая корреляция между настроением музыки и показателями фондового рынка

Автор: Скотт Беринато

Когда люди слушают радостную музыку, рынок глядит веселее
C D-X / Unsplash

читайте также

Бренды сильные, оплата слабая

Тавассоли Надер,  др

Перестаньте относиться к себе слишком строго

Мелоди Уилдинг

5 шагов для профессионального роста ваших сотрудников

Моник Валькур

Большие данные: доверять, но проверять

Дубофф Роберт,  Хорст Питер

Алекс Эдманс из Лондонской школы бизнеса вместе с тремя соавторами собрал данные о среднем показателе «оптимизма» песен, выбираемых на платформе Spotify слушателями из 40 стран. Затем исследователи сравнили эти данные с показателями фондового рынка каждой страны за тот же период. Они хотели узнать, есть ли корреляция между настроением, которое отражает выбранная музыка, и финансовыми результатами. Оказалось, есть. Вывод? Когда люди слушают радостную музыку, рынок глядит веселее. Профессор Эдманс, защищайте свою идею! 

Эдманс: Убедительные результаты получены на выборке из 58 тыс. песен, в совокупности набравших 500 млрд прослушиваний. Мои соавторы Адриан Фернандес-Перес и Иван Индриаван из Новой Зеландии, Александр Гарель из французской бизнес-школы Audencia и я смотрели на индекс «веселости» песен, прослушанных в каждой из 40 стран. Мы сопоставили его с индексами фондовых рынков этих стран. Корреляция позитивности треков и курса акций оказалась значительной. Вначале мы собрали данные только по США и думали, что такой результат может быть случайностью. Но когда добавилось еще 39 стран, результаты оказались такими же. Аналогичный эффект обнаружился и у ПИФов: радостная музыка имела прямую связь с притоком средств. Мы даже посмотрели на стоимость гособлигаций, которая должна была пойти в обратном направлении. Оптимистично настроенные люди должны покупать меньше облигаций, потому что по сравнению с акциями их риски ниже. То есть позитив приводит к падению рыночной цены облигаций. И в тех странах, где слушали радостные песни, так и происходило.

HBR: А зачем вообще это исследовать? Вы хотели нащупать биржевую стратегию? Я согласен, это выглядит как дурацкий эксперимент, но мы пытаемся найти ответ на серьезный экономический вопрос: обусловлены ли движения рынка фундаментальными факторами или эмоциями? Согласно гипотезе эффективного рынка, на доходность акций влияют только существенные факторы, такие как процентные ставки и показатели безработицы. Музыка к ним не относится, и потому мы решили зайти с этой стороны. 

Мне кажется очевидным, что настроение влияет на решения, в том числе связанные с инвестициями. Неужели есть экономисты, которые говорят, что это не так? 

Да, есть. Экономисты признают, что некоторые инвесторы ведут себя иррационально. Но они сказали бы, что на каждого инвестора, чьи сделки зависят от настроения, находится противодействующая сила из хладнокровных профессиональных инвесторов, которые торгуют противоположным образом и уравновешивают ситуацию. Поэтому в целом рынки рациональны. Так думают не только теоретики рыночного рационализма, но и многие практики. Вот почему в последнее время так популярно пассивное индексное инвестирование: оно строится на вере в то, что рынок в среднем эффективен, поэтому его невозможно обыграть.

Откуда вы знаете, что именно настроение (находящее отражение в выборе музыки) влияет на рынок, а не рынок влияет на настроение? 

Обратной причинно-следственной связи быть не может, ведь мы обнаружили, что сегодняшняя радостная музыка приводит к завтрашнему повышению средней цены акций.

Ладно, а как насчет других факторов? 

Мы учли все мыслимые факторы, потенциально влияющие на рыночную доходность: волатильность, макроэкономическую политику, показатели мирового рынка и т. д. Данные были собраны частично до, а частично во время пандемии, и мы использовали это для дополнительной проверки. В некоторых странах шортинг (заем переоцененных, по мнению брокера, акций, их продажа, а затем выкуп по более низкой цене и возврат владельцу) периодически был под запретом во время кризиса, поэтому завзятые рационалисты не могли противодействовать фактору настроения. В таких случаях мы предполагали еще более сильную связь между музыкой и рынком, и мы ее увидели.

Есть ведь и другие исследования, показывающие, что настроения влияют на инвестиции?

Есть. Я и сам написал одну из таких статей, где показал, что капитализация фондового рынка страны снижается после вылета ее футбольной сборной с чемпионата мира. В других исследованиях изучается влияние погоды или сезонных аффективных расстройств. Это все бьет по настроению. Но настроение зависит от многих факторов. Поэтому вместо того, чтобы изучать влияние какого-то одного условия на настроение, мы нашли показатель, который это настроение отражает. Это гораздо более комплексный индекс.

Но разве счастливые люди не слушают порой грустные песни?

И разве не может кто-то слушать «Shiny, Happy People», чтобы прогнать тоску? Во многих исследованиях показано, что обычно мы любим музыку, соответствующую нашему настроению. Это называется эмоциональной конгруэнтностью. И это подтвердилось на наших данных. Например, выбор музыки сдвигался в пессимистическую сторону, когда страна вводила более строгие коронавирусные ограничения, а также в пасмурные дни и в холодные, темные месяцы, которые связаны с более мрачным настроением у людей.

А кто определяет, насколько песня радостная или грустная? 

Такую оценку делает команда Echo Nest (Гнездо эха), которую приобрела Spotify. Каждой песне присваивается «коэффициент оптимизма», принимающий значения от 0 до 1. Сначала эксперты оценили около 5 тыс. песен вручную, а потом эти данные были использованы для создания алгоритма машинного обучения, который можно применить к любой песне. Он не обращает внимания на текст, анализируя только мелодию, ритм и т. д. Возьмем такую песню, как «Pumped Up Kicks». Речь идет о массовых расстрелах, но звучит она довольно радостно. Напротив, у песни Эда Ширана «Perfect» текст оптимистичный, но по звучанию она мрачная. В текстах иногда есть неоднозначность, и это еще одна причина их не учитывать.

И вы просто усреднили оценки всех песен, прослушаных в каждой стране, чтобы измерить в ней настроение? 

Именно так. Вы умножаете этот коэффициент на количество прослушиваний, а затем делите на средневзвешенное значение. Это число удивительно само по себе. Например, по нашим данным, средний коэффициент по США составляет около 0,46 — не слишком радостно. По Мексике — 0,63. Разумеется, с течением времени эти величины меняются.

А какая песня на Spotify самая радостная? 

Судя по всему, «September» от Earth, Wind & Fire. Рядом с ней «Happy» Фаррелла Уильямса. Самая грустная — «Legion Inoculant» от Tool. И там же песня Адель «Hello».

Как отреагировали на ваше исследование экономические рационалисты? Незначительное меньшинство заявило, что не доверяют нашим результатам, причем не оттого, что они заметили пробелы в анализе. Они даже не стали его читать, потому что глубоко убеждены в эффективности рынка и не допускают возможности, что наши выводы верны. Другие, которые готовы признать, что рынки могут быть иррациональными, положительно оценили творческий подход к замеру настроений и строгость нашего анализа. Третьи, которых тоже немало, отреагировали так: «Слушай, Алекс, статья симпатичная и забавная, но зачем тратить на это время?»

Потому что вы зависаете в Echo Nest?

Я всегда всем говорю: «Мы ищем ответ на очень важный вопрос. Что движет рынком — трезвый расчет или эмоции?» За размышления об этом Ричард Талер и Роберт Шиллер получили Нобелевские премии. Большинство моих исследований посвящено поведенческим финансам, в частности, ESG и ответственному инвестированию, и здесь есть связь. Рационалисты скажут, что ESG не работает, ведь если бы от этого была отдача, рынок учел бы ее в ценах. Но что, если он иррационален и зависит от настроений? Тогда рынок может не только учитывать вещи, которые не должны иметь никакого влияния (такие, как настроение людей), но и игнорировать то, что влиять должно.

Например?

Когда-то я написал статью о том, как компании, входившие в перечень «100 лучших работодателей США» по версии Fortune, обогнали рынок в период с 1984 по 2011 год. Это исследование недавно воспроизвели на новых данных, и результаты остаются актуальными даже спустя десять лет после первой публикации. Сторонники гипотезы эффективного рынка сказали бы: как только инвесторы узнают, что удовлетворенность сотрудников компании определяет динамику цены ее акций, они купят акции ста лучших компаний сразу после объявления нового их перечня, и эти акции впоследствии не смогут показать существенно лучший результат. Но они продолжали его показывать даже после выхода моей статьи. Если рынки не в полной мере учитывают удовлетворенность сотрудников компании, но отражают общественные настроения, как можно поверить в их рациональность?