Цифровой урок: как подготовить студентов к постпандемийному миру | Большие Идеи

・ Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Цифровой урок: как подготовить студентов к
постпандемийному миру

Какие навыки понадобятся в цифровом будущем

Автор: Райан Крейг

Цифровой урок: как подготовить студентов к постпандемийному миру
Фото: Fábio Lucas / Unsplash

читайте также

Другой взгляд

Татьяна Визель

Осознанность расхолаживает

Скотт Беринато

Непараллельная история

Мария Божович

Путеводитель для стартапов

Артем Кумпель

читайте также

Когда из-за COVID-19 привычную жизнь во многих сферах во всем мире пришлось поставить на паузу, в области высшего образования возникло реальное ощущение, что работа остановилась, так как дистанционное обучение не могло воспроизвести или заменить реальный опыт пребывания в кампусе. Учебный процесс тогда замер, но в остальном мир не может стоять на месте. Цифровая трансформация экономики даже ускорилась. В мае 2020 года Дэвид Отор из MIT назвал пандемию «ускорителем автоматизации», и эта мысль оказалась провидческой, так как компании активизировали цифровую трансформацию, чтобы продолжить взаимодействие со всеми стейкхолдерами: клиентами, поставщиками, акционерами, кредитными учреждениями и особенно сотрудниками — но удаленно.

Когда этой осенью студенты вернулись в кампусы и руководство университетов заявило о возвращении к более или менее нормальным условиям учебы (хотя и с ношением масок), желание играть во фрисби и оставить в прошлом все цифровое и дистанционное казалось вполне естественным. Заголовки в СМИ о повышенном спросе на выпускников вузов делали эту идею еще более привлекательной. К сожалению, учитывая цифровую трансформацию, которую мы наблюдаем, сейчас в кампусах затишье перед бурей. Колледжи и университеты должны срочно найти способы обеспечить студентам навыки работы с цифровыми платформами и элементарный опыт в этой сфере. Учебные заведения, которые справятся с этой задачей, окажутся на передовой высшего образования после пандемии.

До COVID-19 высшее образование переживало кризис трудоустройства: почти половина выпускников колледжей работали не по специальности. Этот кризис усиливался в течение десятков лет. Колледжи по-прежнему неплохо справлялись с обучением студентов когнитивным навыкам, необходимым для успеха в профессии: критическому мышлению, решению задач, исполнительным функциям — только вот работодатели изменились. Системы и процессы, которые прежде были физическими или ручными, стали цифровыми и автоматизированными и управляются современным программным обеспечением или SaaS-платформами, и чтобы научиться уверенно работать с ними, потребуются десятки — если не сотни — часов подготовки. В рамках организации каждое подразделение или отдел может пользоваться разными SaaS-программами от разных компаний: Pardot (маркетинг), Marketo (цифровой маркетинг), Google Adwords (цифровой маркетинг), ZenDesk Plus (обслуживание клиентов), NetSuite (финансы), Financial Force (финансы), Workday (управление персоналом) и платформой управления отношениями с клиентами (CRM) Salesforce, самой популярной SaaS-платформой в американском бизнесе. В Salesforce мне рассказали, что в США открыто от 300 до 400 тыс. вакансий администраторов, разработчиков, аналитиков и консультантов Salesforce и в ближайшие пять лет появится еще несколько миллионов подобных вакансий.

Признавая, что нехватка кадров, владеющих этими платформами, будет замедлять рост, Salesforce и другие компании вкладывают значительные средства в развитие обучающих ресурсов и программ вроде Trailhead. Но самостоятельные онлайн-курсы оказываются полезными лишь для меньшинства пользователей — и, как правило, не для тех, кому для получения хорошей работы больше всего нужна помощь. Поэтому возникает вопрос: кто обеспечит это обучение?

По-видимому, не работодатели. До Великой рецессии многие компании проводили обучение новых сотрудников. Но в результате экономического спада, роста текучести кадров начального уровня и издержек от ошибочных решений при найме многие крупные и средние компании отказались от программ обучения для работников начального уровня. Для работодателей нагрузка при найме становится все более серьезной, и они все больше склоняются к тому, что новые сотрудники должны иметь требуемые навыки с первого дня.

Вузы тоже не берут на себя эту задачу. Колледжи и университеты, предлагающие курсы по изучению SaaS-платформ вроде Salesforce, можно пересчитать по пальцам. Или взять, к примеру, Epic, ведущую электронную систему ведения медицинских карт в больницах и клиниках США. Вы приходите на прием, и врач, разговаривая с вами, смотрит в монитор и что-то печатает — скорее всего, он вводит информацию в Epic. Чтобы освоиться с сотнями функций Epic, медперсонал тратит массу времени, но чтобы научиться конфигурировать и интегрировать Epic и согласовывать содержащиеся в нем данные с существующими системами больниц и отделений, требуются сотни часов. Бесценные специалисты, помогающие больницам в этой важной работе, называются сертифицированными аналитиками Epic. И, несмотря на тот факт, что в больницах, клиниках и обслуживающих компаниях имеется приблизительно 50 тыс. вакансий сертифицированных аналитиков Epic, ни одно высшее учебное заведение в Америке не предлагает курса или программы обучения этим навыкам.

Но даже обучения навыкам работы с платформами недостаточно. Редкий работодатель заинтересован в кандидатах, только что окончивших подобную программу, даже если они получили сертификат Trailhead. Им нужен опыт работы.

Растущие требования к опыту являются прямым результатом роста нагрузки в привлечении персонала для работодателей. Планка повышается в связи с увеличением издержек из-за неудачно нанятых сотрудников, текучести кадров начального уровня и неэффективных систем найма, которые отбраковывают сотни потенциально подходящих кандидатов. Хорошо известно, что лучше всего на должность подходит кандидат, успешно работавший на аналогичной должности. Но проблема заключается в том, что многие должности, связанные с SaaS, просто не существовали раньше.

Хорошая новость состоит в том, что у вузов уже есть пара многообещающих моделей, позволяющих дополнить традиционные (ограниченные) направления карьерной поддержки и обеспечить студентам необходимую цифровую подготовку и рабочий опыт.

Первая — это новая модель интегрированного обучения в профессиональной среде, революция, происходящая благодаря (внимание!) цифровой трансформации. Практика стажировок существует уже десятки лет, но систематически интегрировать ее в процесс обучения нелегко. Поэтому Северо-Восточный университет с его знаменитой программой Global Network является исключением. Но с появлением новых онлайн-рынков интегрированного обучения в профессиональной среде у каждого колледжа или университета есть возможность предложить студентам релевантный опыт работы по завершении сотен курсов. Именно так Университет штата Аризона использовал свой маркетплейс на основе платформы Riipen, предлагающей учащимся миллионы часов практики в различных проектах. Еще рано говорить, помогает ли практическое обучение выпускникам найти более перспективную работу, однако концепция получила большую поддержку: всего за три года Riipen обеспечила свыше 100 тыс. мест в программах от 20 тыс. работодателей студентам более 350 колледжей и университетов.

Вторая модель связана с возникновением новых посредников, сотрудничающих с колледжами и университетами и работающими по модели «наем-обучение-применение». Рассмотрим, например, Университет Северной Флориды (UNF) в Джексонвилле, где учатся около 17 тыс. студентов. В июне 2020 года, в то время как другие университеты не могли решить, открываться им или нет, UNF совместно с Optimum Healthcare IT, консалтинговой компанией, помогающей больницам применять и конфигурировать Epic, запустил уникальную партнерскую программу. В рамках этой программы выпускники UNF, многие из которых получили дипломы в области биологии и медико-биологических наук, могут пройти 12-недельную подготовку и освоить несколько модулей Epic, и в период обучения им выплачивается вознаграждение. В конце курса учащиеся присоединяются к командам Optimum, обслуживающим больницы, и по результатам клиенты Optimum могут взять их на работу в сфере ИТ в области здравоохранения. На сегодня Optimum Career Path помогла начать карьеру более чем 100 консультантам, зарплата которых в ближайшие годы может достичь шестизначных цифр.

Университет штата Аризона и Университет Северной Флориды — лишь пара примеров среди высших учебных заведений, уделяющих внимание не только тому, что происходит здесь и сейчас, но и готовящих студентов к цифровому настоящему и будущему. Колледжи и университеты, прилагающие дополнительные усилия в обучении студентов цифровым специальностям, смогут определять, каким будет высшее образование в ближайшие годы. Это нелегко, особенно перед лицом множества решений, которые необходимо принимать срочно, например, о вакцинации и ношении масок. Но это лучшее, что можно сделать для построения системы, с которой у студентов будет больше возможностей получить отдачу на свои немалые инвестиции в образование.