читайте также
На бумаге инновации с использованием краудсорсинга выглядят вполне разумно: если одна голова хорошо, а две — лучше, то почему не привлечь 20 тыс.? Наверняка у кого-то найдутся свежие решения вашей проблемы. Но на практике подобные программы часто работают не так хорошо, как хотелось бы. Слишком часто даже лучшие предложенные участниками идеи исчезают в Бермудском треугольнике логистических трудностей, внутренней политики и недоверия профильных специалистов.
Так получилось и в эксперименте с краудсорсингом, проведенном промышленной ассоциацией VDMA, представляющей свыше 3,2 тыс. немецких инжиниринговых компаний. VDMA выявила шесть нерешенных технических проблем, стоящих перед ее членами, и выступила инициатором открытого глобального поиска решений. В результате были получены десятки жизнеспособных решений. Однако, в конце концов, ни одно из них компании не использовали. Ни в одной из 3,2 тыс. организаций не выбрали предложение со стороны.
В НАСА попытались провести эксперимент с краудсорсинговыми инновациями и столкнулись с еще более серьезной реакцией: некоторые ученые сочли инициативу оскорблением. В конце концов, они стали работать в НАСА, чтобы решать интересные задачи самостоятельно.
Даже когда компании более открыты к сторонним наработкам, путь от идеи к коммерчески реализуемому решению требует множества дополнительных шагов, большинство которых не так просто осуществить. Насколько это трудно, можно понять на примере провала Quirky, стартапа, полностью пользующегося краудсорсинговыми изобретениями. В 2015 году компания объявила о банкротстве, отчасти потому, что так и не удалось разработать систему запуска полученных решений в массовое производство.
Чтобы избежать подобной нестыковки между изобретением и его реализацией, Международный комитет Красного Креста (МККК) нашел новый подход к краудсорсингу идей. Был разработан проект Enable Makeathon, направленный не только на поиск хороших идей продуктов, которые помогали бы людям с инвалидностью, но и на вывод этих идей на рынок.
Пока проект реализуется успешно. Enable Makeathon позволил создать ряд перспективных стартапов, в том числе:
Mobility, стартап, продающий бюджетные коляски, предназначенные для исправления осанки детей с ДЦП.
AskBlee, информационный сервис на языке жестов, предназначенный для 65 млн глухих в Индии.
Amparo, разработчик Confidence Socket, нового фиксирующего устройства для протеза голени, который легче надевать и комфортнее носить.
Torch-It, производитель виртуальной трости для слепых, позволяющей получать информацию о расстоянии до препятствий и их характере приблизительно на 3 м вперед.
Не в пример VDMA, НАСА и Quirky в Красном Кресте результаты получились другими: организаторы поняли, что нужно преодолеть внутренний скептицизм в отношении краудсорсинговых идей. В задачи внешних исполнителей входило не только «самое интересное», то есть генерирование идей. Изобретатели должны были принимать участие в их реализации.
Любой ветеран стартапов знает, что идея — это только начало. Вывод продукта на рынок требует ряда дополнительных, не менее важных шагов, многие из которых нелегко осуществить сформировавшейся организации, особенно если речь идет о действительно революционном продукте.
Это вдвойне верно для Красного Креста — неправительственной гуманитарной медицинской организации, не являющейся производителем. Руководители МККК поняли, что при наличии у них неплохих возможностей для проведения конкурса изобретений в помощь инвалидам им, однако, не хватает внутренних ресурсов для дальнейшего развития этих идей и их вывода на рынок. Чтобы обойти эту проблему, нужно было придумать инновационную инициативу нового типа, которая позволит не только стимулировать творческие предложения, но и превращать их в практические продукты для недостаточно охваченных и часто упускаемых из виду рынков.
Красный Крест начал сотрудничать с организациями, имеющими подобный опыт, что позволило восполнить отсутствие специалистов и ресурсов в цепочке инноваций и помочь участникам вывести их продукты на рынок. Например, партнеры обучили участников дизайн-мышлению, разработке бизнес-плана, поиску инвесторов и, что самое важное, тому, как превращать идеи в реальные продукты, выстраивая путь на рынок через существующие каналы. Одновременно МККК сотрудничал с несколькими бизнес-инкубаторами (например, Artilab и Fablabs в вопросах реализации решений и преодоления непредвиденных проблем на рынке.
Директора Enable Makeathon извлекли и некоторые другие уроки из первых двух конкурсов:
Начинайте с команды. В первый год конкурса организаторы потратили много времени на то, чтобы помочь индивидуальным изобретателям сформировать команды разработки. Начиная со второго года директора решили отказаться от этого шага и стали допускать к участию только изобретателей, уже имеющих команду.
Планируйте бизнес. У инновации выше шансы на реализацию, если она имеет хорошее экономическое обоснование. Начиная со второго конкурса организаторы Makeathon призывали участников присылать идеи вместе с бизнес-планом, составленным по методологии Business Model Canvas. Красный Крест также назначил каждой команде в качестве наставника опытного предпринимателя для доводки бизнес-модели, маркетинговых планов и уточнения смет затрат и доходов, представленных в презентации первого раунда.
Познакомьтесь лично. Победителей конкурса пригласили принять участие в 10-дневном мероприятии по совместной разработке и тестированию решений, где у них была возможность вместе подумать над поставленными задачами и встретиться с теми, кому они надеялись помочь. Команде это дало бы обратную связь о продукте от потенциальных клиентов. Кроме того, предполагалось, что участники вместе отправятся в город, и у разработчиков будет возможность оценить, как живется людям с определенным типом инвалидности. Каждая команда встретилась с другими стейкхолдерами, у которых были контакты с их целевой аудиторией, включая общественные организации помощи инвалидам, волонтеров и инвесторов. Тем самым организаторы смогли усовершенствовать инновационные идеи и заодно немало сделали для того, чтобы в дальнейшем отношение к сторонним разработкам в заинтересованных кругах было менее настороженным.
Сводите риски к минимуму. Ориентируясь на практический подход к внедрению наработок, Красный Крест предложил победителям принять участие в ряде программ известных бизнес-инкубаторов, помогающих стартапам масштабировать свои решения. В рамках этих программ команды приобретали специальные навыки, такие как дизайн-мышление, которые помогли бы им стать успешными предпринимателями.
Проложите путь на рынок. Организаторы от Красного Креста помогали победителям конкурса наладить контакты с основными игроками в отрасли, которые могли помочь им с выходом на рынок. Среди них были потенциальные дистрибуторы, отраслевые ассоциации и местные подразделения Красного Креста, которые могли заинтересоваться приобретением продуктов победителей.
Цифры подсказывают, что разработка нескольких выигрышных вариантов более продуктивна, чем просеивание идей: на последней встрече Enable Makeathon организаторы не стали перебирать тысячи заявок, они просто отобрали 16 наиболее перспективных команд из 116 заявленных (11 в Бангалоре и пять в Лондоне). Из этих 16 команд 15 смогли разработать практический прототип, что является очень высоким результатом, если учитывать, что венчурные капиталисты считают жизнеспособными менее одного процента (0,7%) получаемых предложений.
Об авторах
Джоанна Бруннедер (Johanna Brunneder) — менеджер по продукции в TCS, ранее занимала должность доцента Школы бизнеса EDHEC и научного консультанта в Международном комитете Красного Креста.
Огуз Аджар (Oguz A. Acar) — старший лектор в школе бизнеса Касса и член Королевского общества искусств.
Дирк Дейхманн (Dirk Deichmann) — старший преподаватель школы менеджмента университета Эразма Роттердамского.
Тарун Сарвал (Tarun Sarwal) — основатель и управляющий партнер консалтинговой компании Inkludo, работающей со стартапами со специализацией на социальном воздействии. Ранее работал советником по инновациям в Международном комитете Красного Креста.