Питательная среда завтрашнего дня | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Питательная среда
завтрашнего дня

Вы должны предоставлять клиенту именно ту информацию, которая ему нужна, и именно в тот момент, когда в ней возникла потребность. Иначе клиент обратится к другому источнику.

Автор: Кедроски Пол

Питательная среда завтрашнего дня

читайте также

Энергетика отношений: как вдохновлять на трудовые подвиги

Уэйн Бейкер

Над пропастью во лжи

Марина Иванющенкова

Ферран Адриа

Силвер Сара,  Элисон Биард

Куба в тумане: что ждет остров Свободы после Фиделя Кастро

Алек Ли,  Пабло Гонзалес Алонсо

Интернет-аукцион eBay выставляет на продажу новую книгу, служба доставки FedEx принимает посылку, компания Procter & Gamble вносит изменение в свой прайс-лист – в результате каждого такого события появляются новые данные. Возможно, эти данные нужны кому-то позарез, но получить к ним доступ бывает непросто.

Впрочем, ситуация скоро изменится: сведения о любом, даже самом заурядном событии будут публиковаться в Интернете в режиме реального времени и станут доступны всем заинтересованным лицам. Речь идет действительно о ближайшем будущем – фактически все это делается уже сейчас. Надо ли говорить, что такие изменения оказывают влияние на бизнес-процессы?

В последнее время для оперативных публикаций в Интернете используется технология синдикации информационных потоков (syndication feeds), позволяющая мгновенно распространять по интернет-каналам особым образом подготовленную информацию. К примеру, если вы подпишетесь на информационный поток (“фид”, от англ. feed – пища, питание), в котором отслеживаются торги на книжном аукционе eBay, то вас оповестят в тот самый момент, когда нужная вам книга будет выставлена на продажу. Фид, посвященный музыкальной службе iTunes, позволит вам без промедления уз-

навать о появлении в онлайновой коллекции новых записей, а фид с новостями компании, производящей программное обеспечение, оперативно проинформирует о выпуске очередного обновления интересующей вас программы.

Синдикация потоков – технология сравнительно новая, но она быстро завоевывает популярность. Вскоре клиенты станут воспринимать наличие подобного ресурса у компаний как нечто само собой разумеющееся, а года через два отсутствие собственного новостного фида будет равносильно отсутствию корпоративного сайта – едва ли у столь неповоротливой и недружелюбной компании будут шансы на успех. Если вы к этому времени не освоите технологию синдикации, то отстанете от более расторопных партнеров и конкурентов.

Рецепт простого приготовления

Первые фиды появились в 1999 году, после того как компания Netscape предложила очень простой открытый стандарт синдикации для Интернета, получивший название RSS (изначально аббревиатура расшифровывалась как RDF site summary – “сводка по сайту в формате RDF”, но теперь ее трактуют как really simple syndication – “действительно простая синдикация”). Этот стандарт позволяет поставщикам и потребителям интернет-контента без труда вступать в “синдицированные” отношения друг с другом. Поставщики контента могут образовывать информационные синдикаты с партнерами, а потребители – подключаться к различным фидам и даже создавать персональные новостные фиды, собирая нужную информацию из различных источников самостоятельно, без помощи специализированных поставщиков.

Первыми новый формат взяли на вооружение владельцы микроновостных сайтов, или блогов (личные онлайновые журналы). Популярность блогов быстро росла, и предложенный формат оказался очень эффективным средством для мгновенного оповещения читателей о появлении в этих журналах новых материалов. Для просмотра фидов существует множество инструментов; среди наиболее популярных средств – Newsgator, который удобен тем, что позволяет просматривать фиды прямо в среде почтовой программы Microsoft Outlook*. В Интернете уже доступно более 20 000 фидов в RSS, а также в более новом формате Atom: это и обычные новостные ресурсы вроде CNN, и специальные сводки, например о текущем состоянии тендеров на поставки по госзаказам.

Что делает фиды столь привлекательными? Предположим, некий поклонник Томаса Пинчона хочет знать обо всех случаях появления на аукционе eBay первого издания романа “Радуга гравитации”. Не будь фидов, этому человеку пришлось бы сделать в браузере закладку на странице с найденными результатами и регулярно повторять поиск по тому же запросу. А если книголюба интересуют и другие лоты, для каждого из них надо создавать отдельную закладку. И так придется действовать во всех схожих ситуациях – при поиске вакансий в конкретной компании, для проверки состояния накопительного счета и т. п. Едва ли такой метод можно признать удобным и надежным.

Между тем подписка на синдицированный фид дает пользователю возможность получить автоматическое оповещение об интересующем его событии, как только оно произошло.

Пища для ума

“Какую информацию компаниям следует синдицировать?” – можете спросить вы. А я задам вам встречный вопрос: а разве есть такая информация, которую не следует синдицировать? В первую очередь целесообразно оформить в виде фидов всевозможные сведения о происходящих в организации событиях. Начать можно с корпоративных новостей, но при этом ни в коем случае нельзя ограничиваться одними пресс-релизами. Если компания выполняет заказы на поставку товаров, почему бы не превратить в фид данные о текущем состоянии заказов? Производственное предприятие могло бы организовать с помощью фидов мониторинг работы своих цехов. Медиаги-гант Disney уже использует фиды для доставки новостей клиентам, а в самой компании та же технология обеспечивает обмен информацией о реализации проектов: сотрудники, подписанные на внутрикорпоративные фиды, оперативно получают сведения о ходе проекта.

Компании, желающей освоить синди-кацию информационных потоков, прежде всего необходимо добиться, чтобы все руководители понимали смысл и цели синдикации. Для этого менеджеров нужно подписать на отдельные фиды (например, это могут быть новости конкурирующей компании), чтобы они увидели, как работает эта технология. Кроме того, синдикацию следует сделать одной из приоритетных задач для сотрудников ИТ-отдела, отвечающих за использование корпоративных информа ционных систем и присутствие компании в Интернете: вам вскоре предстоит начать широкомасштабное вещание в Сети и ваша информационно-технологическая инфраструктура должна быть к этому готова. И наконец, подумайте, какую информацию вы хотите публиковать в форме фидов. Какие данные генерирует ваша компания? Кого они могут заинтересовать? Будет ли синдикация таких данных полезна для вас? Для начала синдицируйте свои пресс-релизы, а дальше можете охватывать все новые и новые области.

Корпоративные фиды становятся частью электронной среды обитания, и вскоре у вашей компании не будет выбора: если вы не сможете предоставить людям нужные им инструменты, они обратятся к компаниям, которые с этой задачей справляются.


Примечания

* Получить такие инструменты можно на сайтах www.feeddemon.com и www.newsgator.com. Программы просты в установке и содержат удобные средства для поиска фидов и подписки на них.