Стать платформой | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Стать платформой

Создать принципиально новые продукты трудно.

Авторы: Свекла Джон , Паони Энтони

Стать платформой

читайте также

Лидерство в трагические времена

Джейн Даттон,  Джейсон М. Канов,  Моника К. Уорлайн ,  Питер Дж. Фрост,  Якоба М. Лилиус

Пусть мир прогнется

Мария Божович

Не требуйте отдать мяч вам

Эриксон Тамара

Узнайте, перспективный ли вы предприниматель, за две минуты

Дэниел Айзенберг

На первый взгляд понятие «платформа» — это что-то из области программного обеспечения, ОС Windows, например. На самом деле платформой может стать любой продукт — надо лишь дать волю воображению. Взять хотя бы производителя потребительских товаров с многомиллиардными оборотами, компанию S. C. Johnson & Son: она начинала с паркета, а теперь изготавливает кремы для бритья, свечи и множество других товаров.

В 1886 году Сэмюэл Кертис Джонсон создавал свою фирму для производства паркета как подразделение Racine Hardware Company. Укладывая паркет, S. C. Johnson & Son обрабатывала его специальной фирменной мастикой, очень популярной среди потребителей. Поскольку клиенты постоянно обращались с просьбой продать еще мастики, Джонсон разработал «Готовую мастику Джонсона» и перепрофилировал компанию на производство потребительских товаров. Следующий продукт (паста с воском для придания паркету яркого блеска) казался перспективным, однако не очень удобным в применении. Но когда компания узнала о технологии аэрозолей (запатентованной в 1927 году Эриком Рот-хеймом), она поместила смесь воска и пасты в баллончик и выпустила Pledge — первую бытовую аэрозольную полироль для мебели.

Вскоре в компании поняли, что аэрозольные баллончики можно наполнять любой жидкостью: духами, репеллентами и пр. Позднее исследователи компании, работая над средствами для бритья, обнаружили, что гель лучше увлажняет кожу, чем традиционная пена. Чтобы использовать гель в баллончиках, их снабдили специальным эластичным резервуаром. Начав производить гель для бритья Edge, компания вышла на новый рынок.

Ну а выпуск бытового репеллента Off! привел к созданию репеллентных электрофумигаторов и свечей. S. C. Johnson отнеслась к аэрозольной технологии не просто как к средству распыления мастики, а как к платформе, и в результате прошла путь от производства паркета до изготовления cадовых светильников, отпугивающих насекомых.

Чтобы воспользоваться всеми преимуществами такой платформы, одного творческого подхода недостаточно: нужно еще должным образом заботиться о защите интеллектуальной собственности. К примеру, компания Nestle одной из первых стала фасовать растворимый кофе в пакетики на одну чашку. Однако Kraft Foods сумела отвоевать у Nestle 40% рынка, поскольку та плохо защитила свою интеллектуальную собственность. Почувствовав потенциал «кофейной» платформы, Kraft разработала систему Tassimo, использующую специальные картриджи для приготовления кофе, а также других горячих напитков. В отличие от Nestle Kraft запатентовала свое изобретение, увеличив при быль от собственной платформы. Более того, в компании поняли, что Tassimo можно использовать не только для приготовления напитков, но и для получения маркетинговых данных. Научив свой аппарат распознавать, что и когда на нем готовят, и передавать (с разрешения клиента) эти данные с помощью сотовой связи, компания получила возможность собирать сведения о потреблении продуктов.

Даже автомобили можно использовать как платформу — например, для беспроводного доступа в Интернет. Если все машины будут оснащены устройством беспроводной передачи данных и поддержкой современной технологии одноранговых сетей, то автомобильные пробки превратятся в высокоскоростную электронную сеть. В отличие от сотовых телефонов, в автомобилях достаточно лишних энергоресурсов, и при наличии собственной полосы частот это позволит поддерживать связь в дороге или поблизости от трассы.

Не выявив потенциал вашей платформы, вы сильно рискуете. Создавать принципиально новые продукты трудно (ведь большинство оказываются неудачными), а скорость, с которой копируются новинки, ужасает. Даже защитив интеллектуальные права, вы не сможете долго получать прибыль от одного продукта. Но если кому-то удалось проделать путь от мастики до свечей-репеллентов, то и вам стоит подумать, во что можно превратить ваш продукт.