Инновации — бесплатно | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Инновации
— бесплатно

Инновации, которыми можно пользоваться бесплатно, повсеместно конкурируют с запатентованными коммерческими изобретениями.

Автор: Хиппель фон Эрик

Инновации — бесплатно

читайте также

Без доверия нет эффективного управления

Борис Щербаков

Методика рейтинга цифровой конкурентоспособности

Аджай Бхалла,  Бхаскар Чакраворти,  Рави Шанкар Чатурведи

22 апреля прошла лекция «Идеи на миллион» из серии «Инновационное предпринимательство»

«И не говори»: когда не стоит заводить трудный разговор

Дебора Грейсон Ригель

Утверждение: Инновации, которыми можно пользоваться ми коммерческими изобретениями.

Исследование: Опросы, проведенные недавно в США, Японии и Великобритании, показали, что изобретению значительного числа потребительских товаров мы обязаны не компаниям-производителям, а обычным людям. К примеру, 6,1% взрослого населения Великобритании за последние три года создали или усовершенствовали какой-либо продукт. Потребители в общей сложности тратят в 2,3 раза больше времени на изобретательскую деятельность, чем все британские компании вместе взятые. При этом всего 2% людей запатентовали свои изобретения, а многие делятся ими совершенно бесплатно.

Вопрос: Может ли не защищенное патентом и распрост­раняемое бесплатно изобретение успешно конкурировать на рынке? Профессор фон Хиппель, защищайте свою идею!

Фон Хиппель: Несомненно, число так называемых пользовательских инноваций — изобретений, ­авторы которых (люди или компании) намерены внедрять их у себя, но не продавать, — непрерывно растет. Это объясняется разнообразными экономическими причинами. Развитие новых технологий привело к значительному снижению затрат на разработку. Чтобы создать продукт с заданными свойствами, потребители тратят все меньше денег. Извест­но, что лишь небольшой процент таких изобретателей ­прибегает к патентной или иной защите своего детища, — при этом пользовательские инновации появляются как грибы после дождя.

HBR: Почему изобретатели не патентуют свои разработки?

Их задача, в отличие от коммерческих компаний, — самим получить эффект от изобретения. Обычно в их планы не входят продажа и получение прибыли. И если их продуктом все-таки начинают пользоваться другие люди, изобретателям это зачастую не только не вредит, но и идет на пользу.

Предположим, я придумал новый тип горного велосипеда и каждый день на нем разъезжаю. Я его сконст­руировал, чтобы ездить самому, — и значит, получаю личную выгоду, на которую и рассчитывал. И вот теперь я всюду гоняю на своем велике, а люди удивляются, задают вопросы и просят разрешения на нем прокатиться. Наконец, кто-нибудь из них решает собрать такой же велосипед. Разве мне от этого хуже? Отнюдь — моя репутация как изобретателя только растет. К тому же копия моей модели может оказаться более совершенной — и тогда я воспользуюсь разработками своего подражателя. Если какой-нибудь производитель велосипедов сделает на основе моего незащищенного изобретения коммерческий продукт и заработает на нем кучу денег, мне, наверное, будет неприятно. Но, по большому счету, на мне это не отразится, ведь мои инвестиции принесли ровно тот результат, на который я и рассчитывал.

То же самое можно сказать и о фирмах, создающих что-либо для собст­венных нужд. Например, компания разрабатывает новый станок, чтобы использовать его в своем производст­ве. Затем она бесплатно передает изобретение своим поставщикам (как показывают исследования, которые я проводил вместе с Джероеном де Джонгом, так поступают многие компании). Зачем она это делает? Да потому что она только выиграет, если поставщики наладят коммерческое производство новых станков и ей не придется собирать их самой.

И все же на определенном этапе, вероятно, стоит озаботиться получением патента. Не могу представить себе, например, чтобы Gillette делилась с кем-нибудь своими разработками.

Действительно, Gillette не раскрывает тайну производства своих лезвий. Это ее козырь в конкурентной борьбе. Общая тенденция такова: чем острее конкуренция, тем реже — бесплатный обмен идеями. Скажем, велогонщик едва ли выдаст секрет своего велосипеда перед соревнованием. Точно так же компания, считающая, что новое производственное оборудование дает ей существенное преимущество перед соперниками, никому о нем не расскажет. Но обычные потребители не всегда конкурируют друг с другом — поэтому, как мы заметили, они нередко бесплатно делятся своими находками.

Ваша теория противоречит общепринятым представлениям.

Действительно, после выхода работ Йозефа Шумпетера экономисты и политики единодушно поверили, что разработкой инноваций занимаются только производители и лишь с одной целью — продавать изобретения. Бытует мнение, что, если не защищать интеллектуальную собственность, ее обязательно украдут, а новый продукт — скопируют; инноватор потеряет прибыль, и количество изобретений, необходимых для развития общества, значительно сократится. В то же время экономисты всегда понимали, что интеллектуальная собственность — это палка о двух концах. Общество платит слишком высокую цену, предоставляя компании или человеку исключительное право на изобретение. Монополия, создаваемая и поддерживаемая патентной системой, вызывает рост цен и замедляет дальнейшую инновационную деятельность.

Однако интеллектуальная собственность и приносимая ею прибыль важны для экономики. Рост невозможен без прибыли.

Инновации — не единственная основа для конкуренции и получения прибыли: есть еще сила бренда, качество производства, сервис, дистрибуция и т.п. На этом вполне можно построить здоровую экономику.

В экономике, базирующейся на бесплатных пользовательских инновациях, я не вижу места бизнесу.

Как это ни парадоксально, бизнес уже живет в такой экономике. Никто до сих пор не измерял объем пользовательских инноваций, ведь, согласно традиционной теории, их просто не существует. Однако мы с коллегами провели исследования в разных странах и пришли к очевидному выводу: сегодня люди создают настоящую базу бесплатных изобретений, а производители потребительских и промышленных товаров ­используют и усовершенствуют их. И никто пока не жалуется.

Видят ли компании эту тенденцию и пользуются ли ею?

В большинстве своем — пока нет. Но рано или поздно прозреют все. Скажем, Twitter прекрасно понимает, что именно пользователи придумывают новые функции на ее платформе — а компания внедряет их и зарабатывает на них деньги. Производители видеоигр предлагают пользователям придумывать сценарий и характеры

персонажей. Ученые постоянно разрабатывают для своих теорий методы статистических испытаний, а коммерческие фирмы создают на основе самых популярных из них собственные продукты и затем предлагают их на рынке. И еще один свежий пример: майкрософтовский инновационный игровой контроллер Kinect для Xbox 360. Вскоре после вывода новинки на рынок пользователи стали ее усовершенствовать и придумывать новые способы применения. Поначалу компания встретила эти «хакерские» действия в штыки. Однако буквально через пару дней, поняв, какую выгоду можно из этого извлечь, она круто изменила свою позицию и начала оказывать «хакерам» всяческую поддержку.

Традиционная схема «инновации создаются компаниями-производителями, а не потребителями» доказала свою несостоятельность. На смену ей приходит модель свободного обмена пользовательскими изобретениями. Когда компании и целые страны приспособятся к новой реальности, в выигрыше окажутся не только пользователи и производители, но и экономика в целом.