Деньги в космос | Большие Идеи

・ Управление инновациями

Деньги
в космос

Частный бизнес развивает некогда закрытую космическую отрасль: самые перспективные направления — доставка грузов на МКС, туризм и спутники для фото- и видеосъемки.

Автор: Дагаева Анастасия

Деньги в космос

читайте также

Как повысить разговорный интеллект

Джудит Глейзер

Кузнец своего рейтинга

Джефф Донакер,  Майкл Лука,  Хёнджин Ким

Четыре этапа внедрения ИИ

Артем Макеенок

Стартап вместо пенсии

Мария Миннити,  Тимо Каутонен,  Эвальд Киблер

За минувшие 15 лет частный бизнес вполне освоился в космической отрасли, дорогой и некогда окутанной гостайной. Объем мирового космического рынка достиг $320 млрд, из них лишь 25% приходится на госсектор. Мощный приток частных инвестиций связан с тем, что космические технологии все больше применяются не только в военных или государственных целях, а, что называется, бытовых: для навигации, спутникового ТВ, связи.

Первопроходцами стали американцы. Они либерализовали космическую отрасль, и NASA из монополиста перевоплотилось в администратора: госагентство как распорядитель бюджетных денег практически на все — от проектирования до доставки грузов на околоземную орбиту — теперь проводит тендеры именно среди частных компаний. В отчете NASA под названием Emerging Space упоминаются почти два десятка таких компаний. 

Основные направления, по которым развивается частная космонавтика, — это производство ракет и кораблей; создание малых спутников и предоставление услуг на основе собираемой ими информации; суборбитальный туризм. «HBR — Россия» выбрал трех предпринимателей, вложивших свои деньги в какое-нибудь из этих направлений, чтобы разобраться в тонкостях «неземного» бизнеса. Зачем основатель SpaceX американец Элон Маск разрабатывает ракету многоразового использования? Действительно ли данные со спутника могут стать «товаром из супермаркета» — недорогим, всегда имеющимся в продаже, как этого хочет учредитель Dauria Aerospace россиянин Михаил Кокорич? ­Полеты в космос, о которых мечтает основатель бренда Virgin британец Ричард ­Брэнсон, — это сказка или быль?  

По дороге на Марс

Санкции, введенные США против России в 2014 году, коснулись и сотрудничества стран в космической отрасли. По этому поводу в апреле 2014 года вице-премьер Дмитрий Рогозин написал в Twitter: «Проанализировав санкции… предлагаю США доставлять своих астронавтов с помощью батута». В тот же день президент SpaceX Элон Маск с иронией ответил: «Похоже, сейчас самое время представить новый космический корабль Dragon V2 [пилотируемый], который мы разрабатываем для NASA. Батут не понадобится». 

США перестали эксплуатировать Space Shuttle в 2011 году (программа была признана неэффективной), с тех пор экипажи на МКС доставляются только российскими «Союзами». В 2017 году контракт NASA c Россией заканчивается. К тому времени, как ожидает NASA, свои транспортные корабли представят Boeing и SpaceX, выигравшие в 2014 году тендер на общую сумму $6,8 млрд (4,2 и 2,6 соответственно).

Но если Boeing имеет 100-летнюю историю технических открытий, то SpaceX Элона Маска появилась лишь в 2002 году. Впрочем, бросать вызов всему общепринятому, кажется, самая большая страсть Маска: «Мне нравится участвовать в том, что меняет мир. Это уже сделал интернет. Теперь, похоже, космос изменит жизнь людей больше, чем что-либо еще».

Маск стал миллионером в 28 лет, продав свою первую интернет-компанию Zip2 (ПО для новостных компаний) за $307 млн. За следующие десять лет он создал систему онлайн-платежей PayPal (eBay купила ее за $1,5 млрд), разработал электромобиль Tesla (IPO одноименной компании стало сверхудачным), запустил ракету Falcon и космический аппарат Dragon для NASA. В чем секрет Маска? По его словам, им движет любопытство: еще в детстве ему «запустили мозги» старая научная фантастика и Айзек Азимов. 

В 2002 году, готовя PayPal к продаже, Маск думал, чем ему заниматься дальше. «Я всегда интересовался космосом, но что можно сделать в одиночку? Я всегда верил, что люди полетят на Марс. Я зашел на сайт NASA, чтобы посмотреть, как обстоят дела. И ничего не обнаружил — ни плана, ни графика», — ­рассказывал Маск в интервью Wired. Решив начать со строительства ракеты, он знакомился со многими специалистами, выделяя среди них «технически дальновидных». «Нужно было заарканить самых умных, тех, кто устал от NASA и хотел бы создать что-нибудь действительно ценное», — вспоминал Маск. Сформировавшаяся вскоре команда стала считать, как сделать ракеты дешевле и эффективнее, чем у NASA. Так появилась компания SpaceX — Маск не только вложил в нее $100 млн собственных средств, но и досконально разобрался в теме. «Я знаю свою ракету до последнего винтика, знаю температуру плавления оболочки, знаю, почему выбран именно этот материал, как все сварено», — цитирует Маска его биограф Эрик Нордеус в книге «The Engineer».

Маск был уверен, что его ракета будет гораздо дешевле американских аналогов — при сравнимой надежности и нагрузке и тогда он сможет оттеснить крупные аэрокосмические корпорации вроде Boeing или Lockheed Martin и получить госзаказ. Новичку пробиться на этот рынок трудно: у корпораций, как правило, эксклюзивные долгосрочные договоры с Пентагоном или NASA. Маск, проанализировав, за сколько можно купить на рынке применяемые в ракетостроении алюминиевые сплавы, титан, углеволокно и т. д., понял, что доля материалов в стоимости производимых в США ракет составляет лишь 2%. «Это же чудовищное соотношение для большого механического изделия!» — возмущается он. Маск даже понял, откуда оно взялось: гиганты отрасли не любят рисковать, используют древние, но проверенные технологии и почти все работы отдают подрядчикам.

Уже в марте 2006 года SpaceX запустила свою первую, построенную на деньги компании ракету-носитель Falcon 1. Из пяти запусков первые три закончились авариями, две следующие оказались удачными. Но это была своего рода разминка. В 2009 году SpaceX завершила прог­рамму Falcon 1 и сосредоточилась на Falcon 9, ракете-носителе большей грузоподъемности, и космическом транспортном корабле Dragon. Проекты финансировались по программе Коммерческой орбитальной транспортировки (COTS), проводившейся NASA в 2006—2013 гг.Правительство США, которое инициировало­­ программу, решило больше не выделять космическому госагентству баснословных сумм на отправку грузов на МКС: только один полет Shuttle обходился казне в $500 млн. За чуть большие деньги — $800 млн — Белый дом стал стимулировать разработку частных ракет и космических аппаратов, рассчитывая выбрать лучшие модели. Заявки на участие в COTS подали почти 30 компаний, включая Boeing; победили две — Orbital Sciences и SpaceX. ­Компания ­Маска получила $396 млн.

В июне 2010 года состоялся первый запуск Falcon 9. Полгода спустя SpaceX впервые отправляет в космос аппарат Dragon: он вышел на околоземную орбиту, а затем приводнился в Тихом океане. В NASA запуски сочли успешными. В мае 2012 года Dragon впервые пристыковался к МКС: прежде такой технологией обладали только государства — США, Россия и страны ЕС.

С 2012 года SpaceX начинает выполнять полеты по контракту с NASA — доставлять грузы на МКС и забирать их оттуда. Всего запланировано 12 полетов, пять из которых уже завершены, говорится на сайте SpaceX (общая сумма контракта $1,6 млрд).

Тем временем у компании на подходе очередная модификация ракеты-носителя — Falcon Heavy. Это, утверждает SpaceX, самая грузоподъемная и мощная ракета-носитель в мире со времен ракет «Сатурн-5», доставивших «Аполлон» с американскими астронавтами на Луну. Параллельно на собственные средства компания осваивает технологию многоразового использования ракеты — с вертикальным взлетом и посадкой. В апреле 2014 года состоялся первый тестовый полет: ракета Falcon 9 Reusable поднялась на 250 м, в  июне — уже на километр. В августе на старте произошел взрыв, что, впрочем, не замедлило хода работ. Ведь впереди, как говорит Маск, покорение Марса и других планет. Это не бравада удачливого и богатого предпринимателя, а цель компании, в которой работает ­

3000 человек. «Компания была основана для того, чтобы произвести революцию в космических технологиях и дать людям возможность жить на других планетах», — написано на сайте SpaceX. 

А пока Маск сбивает цену запуска, как и заявлял с самого начала. Затраты на Falcon 9­ ­составляют­ $62 млн, указывает SpaceX, а на сопоставимую по характеристикам Atlas5 — $226 млн. Производит Atlas5 корпорация United Launch Alliance (ULA), совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin, тех самых монстров аэрокосмической отрасли. «Стоимость запуска во многом зависит от двух факторов — стоимости ракеты-носителя

и транспортировки до места старта, — отмечает член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского Юрий Караш. — Судя по заявленной цене, SpaceX неплохо потрудилась над себестоимостью ракеты». 

Любовь к космосу не мешает Маску действовать довольно жестко. Он давно борется с гигантами отрасли, демонстрируя завидные результаты: чего стоят только контракты с NASA. Недавно он добрался и до Пентагона. Тут Маску опять сыграли на руку антироссийские санкции: американским компаниям запрещено импортировать производимые в России ракетные двигатели. Но именно они стоят на ракетах Atlas5 от ULA, имеющей монополию на запуск спутников для американского военного ведомства. Это возмущало Маска, по мнению которого ракета-носитель его SpaceX ничуть не хуже. В конце апреля 2014 года SpaceX оспорила в суде контракт между ВВС США и ULA в связи с наложенными санкциями. Суд вынес решение в пользу Маска. 

Сейчас SpaceX оценивается в $12 млрд и входит в рейтинг самых дорогих стартапов мира WSJ. В январе компания привлекла очередные инвестиции — $1,2 млрд, продав Google и инвестфонду Fidelity 10% своих акций. SpaceX не раскрывает финансовых показателей, но компания точно не «в минусе», считает управляющий партнер I2BF Global Ventures Илья Голубович: «Иначе она едва ли тестировала бы многоразовые ракеты — это очень затратный проект». У SpaceX есть контракты как с государством, так и с частными компаниями. А в парт­нерстве с Google она планирует запустить около 700 малых спутников, чтобы покрыть интернетом всю Землю (проект т.н. космического интернета — высокоскоростного доступа к глобальной сети в любой точке планеты через флот спутников на низких орбитах). Голубович, инвестор проекта по освоению астероидов Planetary Resources и российской частной аэрокосмической компании Dauria Aerospace, не исключает, что SpaceX в какой-то момент объявит IPO. «По срокам непонятно, но сигналы уже есть, — отмечает он. — Бумага наверняка будет пользоваться спросом. Я и сам бы купил». 

Спутники — в розницу 

«Космос — такой же бизнес, как все остальные. И то, что он представляется нам государственным видом деятельности, это, наверное, особенность России», — говорит президент Dauria Aerospace Михаил Кокорич, в прошлом — совладелец сети магазинов «Уютерра» и «Техносила». 

Сам он всегда интересовался космосом — выписывал профильные журналы и даже установил у себя дома мощный телескоп. Но решение зарабатывать на космосе пришло не сразу. Как-то Кокорич с партнерами обратил внимание на мировой рынок малых низкобюджетных спутников, который начал набирать обороты лет десять назад. Такие аппараты используются в области связи и телекоммуникаций, для отработки космических технологий, научных исследований и космической съемки. Весят они в зависимости от назначения от нескольких килограммов (наноспутники; съемка) до полутоны (мини-спутники; связь) и стоят от $100 тысяч до $10 млн. Стимулирует этот рынок, с одной стороны, активное развитие телекоммуникационных и интернет-компаний. С другой — удешевление сборки самих аппаратов, что стало возможно благодаря новому формату CubeSat («кубсат»), разработанному в 1999 году Калифорнийским политехническим и Стэнфордским университетами. Спутник собирается по принципу Lego из кубов размером 10 х 10 х 10 см, а сами кубы изготавливаются из стандартных комплектующих, используемых в других отраслях — ИТ, автопроме и т. д.

Три года Кокорич и его партнеры изучали рынок, инвестируя небольшие деньги скорее в качестве эксперимента. «Безусловно, был дух романтики: для нас, детей позднего Советского Союза, космос — особая тема. Наше взросление пришлось на успехи и СССР, и западных стран в освоении дальнего космоса. Я жадно впитывал тогда любую информацию обо всем этом, — рассказывает Кокорич. — Но нами двигал и коммерческий интерес, ведь мы видели, как компании, занятые бизнесом в космосе, иногда достигали миллиардной ­капитализации за несколько лет». 

В 2012 году Кокорич продал доли в розничном бизнесе и создал российскую компанию Dauria Aerospace: вместе с партнерами он вложил в космический стартап около $10 млн. Примерно тогда же Кокорич познакомился в Калифорнии с командой разработчиков, и уже в рамках совместного предприятия с Dauria Aerospace они начали создавать микро- и наноспутники. Также в состав компании вошло ИТ-подразделение из Мюнхена. Штаб-квартира стартапа находится в технопарке «Сколково», там в так называемой чистой комнате происходит окончательная сборка аппаратов. «У нас нет классических цехов, нет даже ни одного металлообрабатывающего станка, все комплектующие заказываем, — смеется Кокорич. — Спутник величиной с большой принтер разрабатывается год, компоненты для него делают компании-партнеры в России и за рубежом, а сама сборка аппарата длится всего два-три месяца, затем — испытания и запуск».

Как можно заработать на малых спутниках? В этом бизнесе есть пять основных этапов: создание платформ и отдельных компонентов; создание аппарата «под ключ»; запуск и обслуживание на орбите; прием и обработка данных; предоставление услуг/продуктов потребителям. Наибольший потенциал у­ бизнес-моделей с выходом на конечного потребителя.

«Объем мирового рынка малых спутников оценивается в $10 млрд, а “космических” услуг для телевещания, связи и космической съемки — в $120 млрд»,— говорит Кокорич. Его задумка — иметь собственные космические данные (съемка) и создать подобие спутникового AppStore, чтобы разработчики приложений и сервисов заказывали необходимые им данные через облачную платформу.

Это совсем новый рынок, игроков немного, и каждый стремится захватить долю побольше. Dauria Aerospace Кокорича приходится соперничать с мощными конкурентами — Skybox Imaging и Planet Labs, вышедшими из Силиконовой долины. Стратегия у обоих одна: как можно быстрее формировать группировки маленьких недорогих спутников. Так, Planet Labs производит аппараты Doves («голуби») величиной с обувную коробку. Их запускают в том числе с МКС; всего уже «летает» больше 100 «голубей». Компания интересна инвесторам: за четыре года существования она привлекла более $140 млн. Skybox Imaging начала работать в 2009 году и сделала ставку на фото- и видеосъемку высокого разрешения: такие спутники — пока их два на орбите — дороже и сложнее в производстве, чем «голуби» Planet Labs, но обеспечивают более качественное изображение и могут снимать видео со скоростью 30 кадров в секунду. В августе 2014 года компанию за $500 млн купила Google, которая обещает вложить в проект несколько сотен миллионов долларов и усовершенствовать сервис Google Maps.

Предполагается, что спутники Planet Labs и Skybox будут передавать изображение с поверхности Земли чуть ли не ежедневно. А цель Skybox — создать такую группировку спутников, чтобы они передавали изображение из любой точки планеты несколько раз в день. Кокорич уверен, что спрос на космическую съемку будет расти в разных отраслях: в сельском хозяйстве (инвентаризация земель, расчет индекса вегетации или объема удобрений), в лесной отрасли (определение видового состава древесины, контроль за незаконными вырубками), в страховом бизнесе, включая съемку с места ДТП. С помощью спутников можно отслеживать перемещение судов в море и всю цепочку транспортировки ­грузов, предотвращать стихийные бедствия или оценивать их масштаб и даже считать автомобили на парковке перед торговыми центрами, чтобы вычислить экономическую активность. 

Проект «спутниковой розницы» Dauria Aerospace пока еще на начальном этапе: у компании нет собственной группировки из десятков спутников. Летом 2014 года она запустила три экспериментальных — для отработки технологий. Это стало знаковым событием: в России впервые на орбиту доставлены частные спутники отечественной компании и сборки (почти все комплектующие, по словам Кокорича, также производятся в России). Тогда Кокорич был полон оптимизма и уже в 2015 году собирался приступить к развертыванию спутниковой группировки. Однако санкции против России и ухудшение экономической ситуации в стране сильно изменили планы. «Сейчас привлечь деньги почти невозможно ни в России, ни за рубежом, — говорит Кокорич. — Поэтому вывод спутниковой группировки ориентировочно переносится на 2016—2017 годы». Пока же компания создает облачную платформу dauriageo.com, на основе которой предполагает оказывать спутниковые услуги.

Из-за санкций Dauria Aerospace вынуждена отказываться от зарубежных филиалов. «Мы закрываем американское и немецкое подразделения, — говорит Кокорич. — Dauria Aerospace переходит из статуса международной компании с офисами в разных странах в статус российской». Основатель компании поясняет, что нынешняя геополитическая ситуация не благоволит компаниям, имеющим активы в России и США: «С одной стороны, космос — это глобально, с другой — есть много рудиментов холодной войны, из-за которых, к сожалению, нам непросто работать одновременно в обеих странах». 

Пока компания, в штате которой меньше ста человек — в основном инженеры, сосредоточилась на производстве спутников под заказ. Портфель заказов в разной стадии подписания составляет больше $100 млн, утверждает Кокорич. Среди нынешних и потенциальных клиентов — Роскосмос (Dauria выиграла тендер на 315 млн рублей), «Совзонд» (космический мониторинг), индийская телекоммуникационная компания Aniara. Кокорич не раскрывает финансовых показателей Dauria, говорит ­только, что по итогам 2015 года она должна «выйти в ноль». Он напоминает, что в конце 2013-го Dauria привлекла $20 млн инвестиций: ее миноритарный пакет купил венчурный фонд I2BF, а осенью 2014 года она выиграла грант «Сколково» на 150 млн рублей. «Компания находится в фазе роста и использует те возможности, которые есть. Мы не можем развиваться такими же темпами, как наши конкуренты, — за счет роста капиталовложений и создания большого количества спутников. Поэтому пока делаем спутники для других. И эта бизнес-модель изменится, когда мы сможем привлекать большие деньги», — говорит Кокорич. «Во всех наших фондах единая внутренняя ставка рентабельности — 25—30%. Мы рассчитываем выдержать эту планку и по проекту Dauria», — указывает Илья Голубович из фонда I2BF.

Клуб будущих астронавтов 

В 2012 году на авиасалоне в британском Фарн­боро больше всего внимания публики досталось не самолету, а макету летательного аппарата c изображением девушки в стиле pin-up и надписью «Virgin» на фюзеляже. Это была мировая премьера многоразового корабля для суборбитальных полетов SpaceShipTwo (SS2) компании Virgin Galactic. Повышенный интерес объяснялся и личностью ее владельца, миллиардера Ричарда Брэнсона, который присутствовал на Фарнборо и активно со всеми общался, и самим проектом, сулившим открыть эру космического туризма. «На земле живет семь миллиардов человек, а в космосе побывало всего 547, — говорил Брэнсон. — ­С этим надо что-то делать!».

На авиасалоне Брэнсон утверждал, что первый полет SS2 запланирован на 2013 год, а первыми пассажирами станут он и его двое детей. «Это будет самый яркий, самый запоминающийся в нашей жизни момент. Так говорят все, кто побывал в космосе», — рассказывал он CNN. Но SS2 с пассажирами до сих пор не взлетел — проект все еще находится на стадии тестирования.

Предполагается, что корабль доставит восемь человек (шесть пассажиров и два пилота) к границе космоса — на высоту 100 км. Путешествие продлится два-три часа, но невесомость люди будут ощущать лишь несколько минут. Фактически это прыжок до орбиты и обратно; билет стоит $250 тысяч. По сравнению с $20 млн, которые заплатил России первый космический турист Деннис Тито за полет на МКС, — вполне бюджетный вариант. Несмотря на отсрочку, Брэнсон собрал со всего мира более 700 человек, желающих полететь к орбите. Получился глобальный клуб будущих астронавтов, а приобретенный билет стал взносом за членство. Среди желающих покорить космос вместе с Virgin Galactic немало знаменитостей: Филипп Старк, Стивен Хокинг, Леонардо ДиКаприо, Анжелина Джоли, Брэд Питт, Пэрис Хилтон. В астронавты записался и основатель «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский: «Я был на всех континентах. Но остались места, куда я еще не добрался. Космос — одно из них. И вообще, найдите мне такого человека, который не мечтал бы попасть в космос».

Начинал Брэнсон с продаж пластинок в Лондоне. Позже он основал свою знаменитую звукозаписывающую компанию Virgin Records и сеть музыкальных «универмагов» Virgin Megastore. Со временем компания Брэнсона проникла во многие сферы: авиация, железные дороги, финансы, телекоммуникации, организация путешествий, книгоиздание, альтернативные источники энергии, оздоровительные клубы, экологические проекты. У Брэнсона неиссякаемый поток идей. Самая рисковая, пожалуй, — космический туризм. Однажды он познакомился с легендарным американским аэроконструктором Бертом Рутаном, который после полета Тито в 2001 году заразился идеей создать туристический космолет. Предприниматель и инженер начинают работать вместе. Фундамент для дальнейшего развития есть: еще до Брэнсона компания Рутана Scaled Composites вместе с партнерами — среди них был один из создателей Microsoft Пол Аллен (он профинансировал проект) — построила первый частный ракетоплан SpaceShipOne (SS1). 

Осенью 2004 года Брэнсон объявил, что планирует поставить на поток коммерческие путешествия в космос. В новую компанию Virgin Galactic бизнесмен вложил свои $100 млн. Планы были далекоидущие: с 2007 по 2012 год компания намеревалась обслужить три тысячи туристов. Тогда же SS1 получил от фонда XPrize $10 млн премии как первый частный корабль, сумевший совершить и повторить полет на высоте 100 км (человек, который достиг этой точки, официально считается побывавшим в космосе).

Брэнсон успешно привлекает средства в свой космический проект: $89 млн принесли проданные билеты на полет; $380 млн вложил государственный инвестфонд Aabar из Абу-Даби, получивший 37% акций Virgin Galactic, писала Financial Times. Каждое достижение Virgin Galactic преподносится ярко и зрелищно — в стиле Брэнсона, с приглашением будущих астронавтов. В 2008 году публика любовалась самолетом-носителем WhiteKnightTwo. Его задача — поднимать космический корабль, закрепленный между двумя фюзеляжами, и запускать на высоте 15 км, то есть осуществлять так называемый воздушный старт. Корабль отстыковывается, включает ракетный двигатель и достигает космоса, а затем в режиме планера возвращается на взлетно-посадочную полосу. Через год 800 зрителям, собравшимся на аэродроме в пустыне Мохаве (Нью-Мексико, США), показали и первый корабль SS2.

А в 2011 году там же в пустыне Virgin Galactic открыла частный космопорт America. Обошелся он в $212 млн; две трети этой суммы выделили власти штата (треть — сама компания).

Все, вроде бы, хорошо, но сроки коммерческих полетов переносятся чуть ли не ежегодно. Брэнсон объясняет это соображениями безопасности — и тут не поспоришь: закон Мерфи утверждает, что новые технологии неминуемо связаны с непредвиденными проблемами. В конце 2010 года в Мохаве состоялся первый самостоятельный испытательный полет SS2. А 31 октября 2014 года должен был состояться уже 55-й. Однако корабль потерпел крушение, один пилот-испытатель погиб, второй был серь­езно ранен. Согласно выводам Национального управления по безопасности на транспорте США, к аварии в значительной степени привели действия пилота: он разблокировал хвостовую часть аппарата раньше времени. Спустя четыре секунды после разблокировки корабль начал вращаться вокруг своей оси, а затем развалился на части. 

В недавнем интервью журналу РБК Брэнсон пояснил: «Причиной аварии стала человеческая ошибка, а не отказ техники. Поэтому мы надеемся, что сможем возобновить полеты довольно быстро — с двумя новыми кораблями». Он признался, что 3% клиентов попросили деньги обратно: «Это на удивление мало. Почти столько же человек поддержали нас, выразив желание участвовать в программе. Так что мы не беспокоимся, что люди передумают, — они очень целеустремленные». 

Virgin Galactic, с точки зрения инвестора, довольно рисковая история — особенно после крушения, считает Илья Голубович из I2BF. О прибыльности компании речь пока не идет. Поэтому, отмечает он, Virgin Galactic есть смысл сосредоточиться на другом направлении, например запуске спутников. Брэнсон уже заявил о 2-миллиардном проекте, связанном с космическим интернетом. Он может быть интересен стратегическим инвесторам — Microsoft или китайскому поисковику Baidu. Что же касается космического туризма, то авария отодвинула первый суборбитальный полет с пассажирами на несколько лет. Касперский от полета не отказался: «Я лишь сожалею о том, что у меня билет в третьей сотне и у меня практически нет шансов поучаствовать в первом коммерческом запуске». 

Бизнесменами, инвестирующими в космос, движет желание заработать красиво и нестандартно, полагает исполнительный директор космического кластера фонда «Сколково» Алексей Беляков. С одной стороны, у каждого проекта есть четкий бизнес-план и модель выхода на рынок. С другой — идеологи этих проектов имеют репутацию провидцев, людей, способных ­угадывать­ или создавать тренды задолго до того, как о них заговорит общество. Активное освоение космоса, в том числе полеты на Луну и Марс, вполне может стать реальностью в недалеком будущем, уверен Беляков. 

Какие проекты «выстрелят» в ближайшее время? Прежде всего космический интернет: о намерении запустить группировки спутников заявили Google (вместе с SpaceX), Facebook, Virgin Galactic. Далее, запуски космических кораб­лей с целью туризма: в этом сегменте работает Virgin Galactic, а также Stratolaunch Systems, в которую инвестирует Пол Аллен. Наконец, освоение астероидов. Сейчас известно о 10 тысячах астероидов на околоземных орбитах; они ценны прежде всего запасами воды. Воду можно переработать в водород, и им заправлять спутники; вода также — источник воздуха для космических станций. Кроме того, спектральный анализ показал, что астероиды, вероятно, богаты платиной и золотом. Planetary Resources, среди инвесторов которой, в частности, Ларри Пейдж и Эрик Шмидт из Google, планирует в 2016—2018 годах отправить георазведывательную миссию на астероиды, а с начала 2020-х может начаться их активное освоение. 

Все это выглядит фантастикой. Но ведь когда-то и полеты на самолете считались невозможными, а сейчас без них и не представить себе нашу жизнь. Теперь, похоже, настал черед космоса, его активного освоения. Хороший знак — появление в отрасли бизнесменов. Пришли, конечно, самые амбициозные и готовые рисковать, ведь ландшафт нового рынка только-только формируется. Зато уже можно записаться в астронавты или за приемлемые деньги создать спутник.  ­

* деятельность на территории РФ запрещена