Что нужно знать о семантической паутине | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что нужно знать о
семантической паутине

Автор: Ильюб Том

Что нужно знать о семантической паутине

читайте также

Бизнес по-украински

Бордок Фил

Почему советы директоров ошибаются при назначении топ-менеджеров

Клаудио Фернандес-Араос

Перезагрузка для тех, кому «за...»

Владимир Рувинский

Что не так с D2C-бизнесом

Лен Шлезингер,  Мэтт Хиггинс,  Шэй Роузман

Бархатная техническая революция скорее всего многих застигнет врасплох. Она радикально изменит принцип работы интернета. Широкое распространение получит «семантическая паутина» — способ организации и представления веб-контента в виде не текстовых документов, а единиц информации, связанных между собой по содержанию и свойствам. Как ни странно, большинство представителей мира бизнеса никогда даже не слышали о семантической паутине. А значит, они едва ли сориентируются в новой ситуации или воспользуются новыми возможностями.

О семантической паутине еще 15 лет назад размышлял сэр Тимоти Бернерс-Ли, изобретатель Всемирной паутины. Сегодня под его руководством эту идею продвигает Консорциум Всемирной паутины (W3C). С 2000 года было описано примерно 23 миллиарда метаданных (более половины — за последний год) на языке Resource Description Framework (RDF).

Сейчас в документах на базе HTML выделяются единицы данных, но, каковы их взаимоотношения с другими единицами того же или иного текста, неизвестно. Семантическая же паутина использует стандарты и протоколы, которые четко определяют взаимосвязи всех единиц ­информации — ­не только в одном документе, но и во всей сети. Пока людям приходится просматривать все результаты поиска и разбираться в них. Семантическая паутина позволит компьютерам взаимодействовать между собой и отбирать данные, точно отвечающие весьма специфическим запросам.

Допустим, вы хотите узнать, что Шекспир писал о супружеской измене. Обычный поисковик выдаст тысячи документов, которые вам придется перерыть, чтобы найти интересующую информацию, а семантическая паутина вычленит данные из этих документов, объединит их и предоставит вам в удобной форме.

А это означает, что современные поисковые машины (и поддерживаемые ими бизнес-модели) необходимо будет перестроить или заменить, чтобы они могли работать в семантической паутине. В новом мире пользователи запросто воспроизведут такие сервисы, как Facebook, MySpace или LinkedIn — для этого они будут использовать открытый стандарт RDF. Таким образом, семанти­ческая ­паутина избавится от посредников и вернет контроль над личной информацией ее истинным владельцам.

Ритейлеры, музыкальные магазины, туристические агентства, игровые сайты, издатели СМИ и прочие компании, для которых интернет — торговая площадка, должны научиться жить в мире открытых и связанных данных. Бизнес-лидерам следует в первую очередь оценить ситуацию и удостовериться, что в их организации есть специалист, способный разобраться в семантической паутине и использовать ее возможности. Если, услышав о семантической паутине, руководитель технического отдела удивленно вскинет брови, значит, у вас серьезные проблемы. Вашим специалистам придется разработать стратегический план на срок от трех до пяти лет с учетом переориентации на семантическую паутину, а также взять на себя ответст­венность за переход на новую систему.

Очень важно попытаться взглянуть на семантическую паутину с точки зрения клиента. Прочувствовав удобст­во ­и эффективность новых сервисов и механиз­мов поиска, люди быстро забудут о сайтах, которые сегодня считаются лучшими.WEF|HBR

* деятельность на территории РФ запрещена