читайте также
Так называемые полевые отчеты, подготовка которых — обычное дело для транснациональных компаний, слишком часто остаются невостребованными, а потому приносят мало пользы: сотрудники, для которых они собственно и делаются, не обращают на них внимания. Однако есть способ превратить эти документы в действительно эффективное средство передачи корпоративных знаний.
Мы изучили чрезвычайно успешный опыт применения программы, разработанной Международной финансовой корпорацией (IFC) — одной из структур Всемирного банка. Она называется SmartLessons, или «Умные Уроки», и была запущена в 2005 году по инициативе менеджеров, работавших непосредственно с клиентами. Воспользоваться ею может любой сотрудник корпорации. Цель программы — научить передавать опыт в форме простых человеческих историй, которые будут понятны любому читателю.
Она помогает излагать суть событий просто, понятно и интересно. Полученные статьи и мультимедийные презентации размещают на сайте SmartLessons, где с ними работает редактор — он «причесывает» их, делая похожими на рассказы.
Мы обнаружили, что информация, представленная в такой форме, усваивалась коллегами значительно лучше. Вот рецепт успеха IFC.
Честность и искренность повествователя. Бизнес IFC — финансирование инвестиций и консалтинг для компаний, работающих на развивающихся рынках. Своих сотрудников она учит в отчетах упоминать все неудачи и рассказывать о своих эмоциональных переживаниях.
Один из авторов говорил нам, что, готовя свою статью, он «чувствовал себя совершенно свободным и мог писать о том, что пережил, ничего не скрывая». К примеру,
в недавнем отчете он признался, что в одной из стран, где работает корпорация, найти толкового бизнес-консультанта труднее, чем крупицу золота в песке. Потребуется невероятно много времени, и вас, скорее всего, ждет одно разочарование за другим. Но уж если повезет, вы найдете настоящую звезду.
Рассказывайте о самих авторах. На сайте есть сведения об авторах публикаций — в частности, можно узнать об их увлечениях. Это делает повествователей и то, о чем они пишут, ближе и интереснее читателю.
Устраивайте обсуждения. IFC ежедневно рассылает всем сотрудникам новостной бюллетень с кратким изложением новых статей. Привлечение внимания к публикациям лишний раз подчеркивает, как высоко компания ценит систему передачи знаний, а участие сотрудников в их обсуждении способствует постоянному росту читательской аудитории и эффективному использованию информации.
Пусть читатели сами определяют ценность публикации. У пользователей SmartLessons есть возможность оценить, насколько интересна та или иная статья (по содержанию, а не по оформлению и стилю). Специальное жюри раз в полгода присуждает автору лучшей публикации премию в $1500, а занявшему второе место — в $500.
Пилотное исследование аудитории показало, что более 80% сотрудников IFC, регулярно читающих публикации на сайте SmartLessons, считают их полезными для своей работы.
«Я теперь захожу на SmartLessons во время разработки и планирования любого проекта», — рассказал нам один из менеджеров. Всего в организации работают 3225 человек, а сайт SmartLessons ежемесячно посещают в среднем 1800 человек. SmartLessons — второй по популярности из 159 интранет-ресурсов IFC (больший охват аудитории только у общекорпоративного портала).