5 способов защитить свои разработки от копирования | Большие Идеи

・ Управление инновациями

5 способов защитить свои разработки
от копирования

Главный вопрос руководства компаний при работе с внешними подрядчиками звучит так: как можно защитить свои инвестиции, ноу-хау и разработки от копирования? Рассмотрим оптимальные варианты решения этой проблемы.

Автор: Роман Пахолков

5 способов защитить свои разработки от копирования

читайте также

История одной передачи власти

Дэниел Макгинн

Пять ловушек для нового руководителя

Сабина Наваз

Что упустил минздрав

Владимир Рувинский

Уроки стратегии от нобелевского лауреата по экономике Жана Тироля

Джастин Фокс

Главный вопрос руководства компаний при работе с внешними подрядчиками звучит так: как можно защитить свои инвестиции, ноу-хау и разработки от копирования? Ведь если ваши конкуренты украдут то, что создавалось усилиями десятков и сотен человек и во что были вложены значительные ресурсы, в выигрыше вы точно не окажетесь. Рассмотрим оптимальные варианты решения этой проблемы.

Метод №1: Документы и контракты

Основной метод защиты — работа с правильным оформлением и подписанием контрактов и соглашений. Базовый документ, который необходимо проработать, подробно обсудить и подписать с любым контрагентом — это соглашение о неразглашении (NDA, non-disclosure agreement). С одной стороны, нельзя переоценивать его возможности, т.к. утечка информации в современном мире может случиться даже в западных компаниях-лидерах рынка. Мы видим по сообщениям СМИ, что такое происходит даже в станах с развитым законодательством. Тем не менее, NDA — это важный документ. Хотя бы по тому отношению, которое к нему проявляет ваш подрядчик, вы сможете понять, насколько он аккуратно работает с информацией и заботится о интересах клиента. В NDA вы определяете правила игры и обеспечиваете часть своей защиты.

Метод №2: Ноу-хау и патенты

Конечно, один из наиболее эффективных способов защиты — держать ноу-хау внутри компании. В отличие от патента, который должен быть опубликован, ноу-хау не предается огласке. Пример: специфический алгоритм работы, который основан на многолетнем опыте работы в конкретной индустрии, который вы не опубликовали и не патентовали.

Потенциальный риск, связанный с ценной коммерческой информацией — ее разглашение. Ноу-хау обладает ограниченный круг лиц, чаще всего ключевые специалисты в компании. Россия – несовершенное законодательно поле, которое далеко не всегда способно обеспечить защиту вашей интеллектуальной собственности. Ключевой сотрудник может перейти к конкуренту и вместе со своей командой унести ваши наработки. Поэтому нужно правильно распределять ценную информацию внутри компании, часть ноу-хау можно даже передать внешней команде и тем самым застраховать себя от рисков.

Метод №3: Быть впереди конкурентов, развивать услуги

Самый правильный способ защиты — это все-таки быть впереди конкурентов, первому выйти на рынок с продуктом с уникальными функциями и раньше других понимать, какой будет следующая модель, какой функционал будет реализован в очередной версии программного обеспечения и т.п.

Метод №4: Распределение компетенций, производства и продаж

Этот метод можно реализовать по разному, в зависимости от специфики работы и внутренних ресурсов компании. Есть тривиальные способы защиты коммерческой информации: иметь разных субподрядчиков, которые отвечают за разные задачи — производство, продажи, продвижение. Распределяя между ними задачи и информацию, можно обеспечить контроль и снизить риски.

Метод №5: Системотехнический подход

Самый комплексный метод защиты инвестиций и ноу-хау — системотехнический подход к проектированию и созданию новых продуктов. Это концепция бизнеса-процесса, которая многом говорит о зрелости компании-заказчика. В этом случае техническая проблема рассматривается как система, которая расщепляется на отдельные компоненты. Затем проходит выбор подрядчиков с соответствующими компетенциями, а сборка системы реализуется на стороне заказчика.

В отличие от метода №4, где применятся функциональное разделений процесса разработки продукта, системотехнический подход применятся при покомпонентном разделении, что значительно повышает защиту.

Преимущества такого подхода:

  • Высокая степень защиты, обеспеченная скрытием от субподрядчика принципов работы системы целиком.
  • Заказчик обладает большой гибкостью в выборе субподрядчиков определенных технических компетенций. Это позволяет смягчать риски при выполнении работ (при дублировании работ в ответственных проектах), выбирать на рынке услуг по разработке субподрядчика с наиболее высоким качеством в соответствующей технической компетенции.

Минус подхода: на стороне заказчика должны работать специалисты высокого уровня — архитекторы систем (системотехники).

Таким образом, компания-заказчик может передать на аутсорсинг отдельные задачи или весь проект, используя компетенции сторонних подрядчиков, сокращая затраты и сроки разработки продукта, снижая при этом свои риски за счет различных методов защиты инвестиций и ноу-хау.

Читайте по теме: