Кого опасается Facebook | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Кого
опасается Facebook*

Приобретя WhatsApp, Facebook обнаружил намерение побороться с Tencent, крупнейшей интернет-компанией Китая

Автор: Джеффри Тоусон

Кого опасается Facebook

читайте также

Crisis: to acquire or to survive?

Как глобальные потрясения влияют на маркетинг в России

Ольга Павликова

«Так здесь принято»: как строить культуру по принципу общей ответственности

Дениз Ли Йон

«Вы потеряли работу не потому, что сделали что-то не так»

Эми Галло

С тех пор как в феврале этого года Facebook сообщил, что приобрел системы мобильных сообщений WhatsApp, все принялись обсуждать сумму, которую Марк Цукерберг вложил в эту сделку. 19 миллиардов долларов (четыре наличными, остальное акциями компании) — едва ли не рекордная цена для финансируемого венчурным капиталом стартапа, которому всего-то пять лет.

Но важнее другое: приобретя WhatsApp, Facebook обнаружил намерение побороться с Tencent, крупнейшей интернет-компанией Китая, которая выходит в мировые лидеры как раз на рынке мобильных мессенджеров. Служба мобильных сообщений Tencent — WeChat (в Китае Weixin) объединяет более 300 миллионов пользователей во всем мире, и ее уже оценивают даже не в 19 миллиардов, как WhatsApp, а в 30. Китайскому концерну принадлежит также QQ, программа мгновенных сообщений на PC, которая в прошлом году насчитывала 818 миллионов пользователей.

Впервые американский и китайский лидеры сошлись в поединке за господство на мировом рынке мгновенных сообщений. Мессенджеры преодолевают границы легче и быстрее, чем большинство других форм общения в интернете. Отчасти и по этой причине Facebook принял решение о покупке WhatsApp: пользователи этой системы живут по большей части вне США, в то время как пользователи Facebook концентрируются в Северной Америке.

Стоит ли вступать в конкуренцию с Tencent? Основанная в 1998 году, эта компания не только высокодоходна, но и создала целую экосистему услуг. С возвышением этого гиганта тесно связана судьба двух родоначальников китайского интернета, Тони Ма и Пони Ма. Об этом я недавно писал в своей книге «The One Hour China Book».

По словам Дина Такахаси из VentureBeat, Tencent представляет собой «что-то вроде AOL, Facebook, Skype, Yahoo, Gmail, Norton и Twitter под одной крышей». В борьбу с этим монстром вступать небезопасно по ряду причин.

  • Tencent обратил себе на пользу развитие китайского интернета. Стремительный экономический рост и протекционистские законы позволили некоторым стартапам вырасти в мировые лидеры. Покровительство на государственном уровне удачно сочеталось с невысокими зарплатами специалистов, подрывными инновациями и масштабным стратегическим видением. И рынок Tencent еще далеко не исчерпан: в Китае интернет охватывает всего 40% населения, в то время как в США — 80%.
  • Tencent обладает всеми преимуществами гигантской социальной сети и вместе с тем не забывает об инновациях. Компания уже неоднократно опережала конкурентов, в том числе и на рынке мгновенных мобильных сообщений ее предложения оказались интереснее, чем AOL Instant Messenger, Confide, Glide, GroupMe, iMessages, Instagram Direct, Kik Messenger, Line, Popcorn, Tango, MessageMe, Snapchat, Shots, Skype, Twitter, Telegram, TigerText, Viber, которую Rakuten (Япония) недавно приобрела за $900 миллионов, Whisper, Wut и ooVoo.
  • Tencent не испытывает нужды в деньгах, фирма имеет 5,5 миллиарда долларов на своих счетах. Компания продает различный контент, в том числе игры, наборы смайликов для участников WeChat, берет плату с компаний, которые пользуются ее системой сообщений. Клиенты с помощью этой платформы делают покупки, приобретают авиабилеты, подбирают финансовые инструменты.
  • Tencent активно выходит на рынки других стран и рвется в мировые лидеры. Компания уже проникла в Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку и Южную Африку. В ее рекламной кампании участвует звезда аргентинского футбола и клуба «Барселона» Лионель Месси. Присутствие компании ощущается уже и в США, и в Европе: недавно WeChat провела промоакцию, предлагая подарочную карточку на 25 долларов каждому, кто пригласит еще пятерых друзей.
  • Tencent научилась осваивать новые рубежи. Так, она сумела выйти на рынок интернет-игр, купив за 400 миллионов долларов долю акций в Riot Games, затем приобрела акции Epic Games за 330 миллионов долларов; Activision Blizzard за 1,4 миллиарда долларов; службы мобильной видеозаписи игр Kamcord и Level Up, сингапурского оператора интернет-игр, за 26,95 миллиона долларов. В феврале 2012 года Tencent также заключила партнерское соглашение с известной компанией Electronic Arts.

Facebook со времен своего основания ведет более-менее спокойное существование. Ему не приходилось до сих пор бороться с крупными соперниками на своем поле, существенно менять стратегию и даже запускать принципиально новый инновационный продукт.

Чем закончится поединок Facebook и Tencent? Всмотримся в его начало: Facebook купил WhatsApp за большие деньги, потому что не смог или не позаботился сам создать службу мобильных сообщений, а Tencent создала и WeChat, и еще множество новаторских продуктов. Так у кого же выше шансы в борьбе за мировой рынок?

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена