читайте также
При чтении заголовков ведущих американских изданий складывается впечатление, будто самый неотложный вопрос в сфере роста и инноваций — это соревнование между США и Китаем за первое место. Успокойтесь: золотая медаль достанется Германии.
ФРГ опережает по инновациям в самых разных областях: возобновляемой энергии, молекулярной биологии, лазерной технике, экспериментальной компьютерной инженерии. Стремясь перенять немецкий опыт эффективных инноваций, США пригласили Фраунгоферовское научно-исследовательское общество (основанный в Германии аналитический центр) создать в Америке по меньшей мере семь аналогичных институтов.
Вообще-то с изобретениями у американцев все в порядке. США обладают самой развитой в мире системой финансирования революционных идей и получают впечатляющие результаты — от Google и Facebook* до Twitter. Но сказка про то, что США опережают в этом другие страны, оказалась ложной. ФРГ ничуть не хуже — и в области самых радикальных технологий.
Важнее другое: немцы успешнее внедряют инновации в индустрию и распространяют их в бизнес-среде. Многие немецкие инновации предполагают наполнение уже существующей продукции и процессов новыми идеями и возможностями или же рекомбинацию элементов старых, застойных секторов в новые, быстроразвивающиеся.
Немецким стилем в инновациях объясняется и мощь немецкой промышленности. Большая часть китайских товаров (а, возможно, и все из них), что мы покупаем ежедневно, производится на немецком оборудовании, и компании, которые поставляют это оборудование, процветают.
Вот почему немецкая промышленная база не скукожилась, в отличие от американской. Германия умело поддерживает рост занятости и продуктивности, реальные доходы граждан растут. Хотя зарплаты и бонусы здесь на 66% выше, чем в США, производство в Германии привлекает 22% рабочей силы страны и обеспечивает 21% ВВП (по данным 2010 года). Проще говоря, немецкие производители вносят существенный вклад в рост занятости и увеличение реальных доходов всей нации.
В США же, напротив, все меньше людей работают в реальном секторе. В 2010 году в промышленности использовалось менее 11% рабочей силы страны, и производство обеспечивало всего 13% ВВП. Диспропорция увеличивается, и отрицательный баланс платежей в стране становится все более тревожным.
Здесь задействовано три фактора:
Германия понимает, что инновации должны приводить к повышению продуктивности, причем эти результаты не должны концентрироваться только в высокотехнологическом секторе, но должны распространяться повсеместно. Поэтому в ФРГ не только создаются новые отрасли, но и старые стараются наполнять новыми идеями и технологиями. Присмотритесь, например, к тому, сколько в новую модель BMW вложено новых информационных и коммуникационных технологий, как много наиболее квалифицированных немецких программистов работают на Mercedes-Benz. И напротив, США позволяет старым производствам умереть, не реанимируя их новыми технологиями и инновациями. В итоге у нас нет взаимодействующих отраслей, а есть только изолированные друг от друга направления. Заканчивая аспирантуру по специальности «Информационные технологии», молодой американец не присматривается к карьере в автопроме, да и вообще в реальном секторе.
ФРГ создала сеть государственных организаций, которая помогает компаниям отшлифовывать и комбинировать новые идеи. Инновации не останавливаются на стадии изобретения. Институты Фраунгофера при частичной поддержке государства продвигают радикальные идеи и подрывные инновации на рынок. Они преодолевают разрыв между научными исследованиями и повседневными заботами малых и средних предприятий. В США Bell Labs делали то же самое в области телекоммуникаций, но в Германии это происходит в гораздо более широком масштабе и во всех отраслях промышленности.
Немецкие рабочие постоянно повышают свою квалификацию и потому готовы к использованию подрывных инноваций самыми разными и креативными способами для улучшения производства и усовершенствования товаров и услуг, которые клиенты согласятся купить за более высокую цену. Если бы вы решили оснастить кухню и гараж лучшей техникой, какую позволяет ваш бюджет, какая доля пришлась бы на немецкие товары от Miele, Bosch, BMW или Audi?
Немцы умело сочетают все факторы, создавая благоприятный цикл. В Германии инновации вдохновляют работников и способствуют повышению продуктивности, а США сосредотачиваются на технологиях, которые позволяют сократить нужду в «лишних сотрудниках», кому еще и зарплату платить. Немецкие инновации создают и поддерживают хорошие рабочие места во всех отраслях, где люди могут учиться и профессионально совершенствоваться, а американские инновации — это вакансии на складах Amazon и в магазинах Apple.
Давно пора Штатам пересмотреть свое отношение к инновациям. Американцы должны понять, что цель инноваций — не создание жутко популярных интернет-сервисов, а укрепление производительности труда и рост занятости, потому что лишь тогда начнут расти реальные доходы населения. Нам понадобится новая политика, которая даст возможность применять и расширять американские инновации непосредственно в Америке силами американцев. Нужно изменить принципы переноса изобретений из лабораторий на рынок: понадобится сеть полугосударственных-получастных институтов, которые совершат в США то, что Фраунгофер сделал в Германии. Нужно рассматривать обучение и повышение квалификации как процесс, продолжающийся всю жизнь: работники разных секторов должны учиться применению новых технологий для повышения продуктивности.
Экономический рост начинается не в тот момент, когда что-то изобретают. Лишь политика внедрения инноваций, нацеленная на полный инновационный цикл, обеспечит экономический рост для повышения благосостояния всех граждан. Если хорошо обучить американца и дать ему стимул, он справится не хуже немца, поверьте.
Читайте по теме:
- Президент компании, выпускающей Encyclopædia Britannica
- Выудить знания из тины информации
- Ту ли проблему вы решаете?
* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена