Apple Watch — подарок швейцарским производителям часов | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Apple Watch — подарок швейцарским
производителям часов

Apple Watch заставит новое поколение носить часы.

Автор: Райан Раффаэлли

Apple Watch — подарок швейцарским производителям часов

читайте также

Недостаточно собрать сведения о конкурентах — нужно еще уметь ими воспользоваться

Бенджамин Гилад

17 марта состоялась выездная встреча Клуба директоров по персоналу HBR — Россия, которая прошла в рамках ежегодной конференции IBM BusinessConnect 2016: «Время новых возможностей».

Деньги или жизнь: почему высокая зарплата может сделать вас несчастными

Эшли Уилланс

«Создайте хоть что-то — и начинайте продавать»

Представленные недавно Apple Watch дали повод для разговоров об их потенциальном влиянии на швейцарских производителей часов. Вопреки замечанию дизайнера корпорации Джонатана Айва о том, что швейцарским часовщикам может не поздоровиться, есть несколько причин, по которым потенциальный успех Apple на этом рынке вовсе не так страшен для швейцарцев.

Во-первых, Apple Watch заставит новое поколение носить часы. Я часто спрашиваю коллег-профессоров по всему миру, сколько их студентов носит этот аксессуар. Ответ всегда одинаков: очень мало. Для многих молодых людей, выросших, проверяя время посредством мобильного телефона, сама идея ношения часов стала тождественна пользованию телеграфом или хранению информации на дискете.

Apple Watch по-новому преподносят саму концепцию повседневного ношения часов потребителям в возрасте от 18 до 35 лет, то есть целевой аудитории корпорации Apple. Если они будут иметь успех, есть вероятность, что эти покупатели в конечном итоге с возрастом задумаются о покупке по разным поводам и других более дорогих видов часов. Поговорите сегодня с любым топ-менеджером швейцарской часовой компании. Он расскажет вам, что многие из его лучших клиентов начали собирать часы Swatch в 80-е годы, но в конце концов в зрелом возрасте пришли к покупке более дорогих марок, таких как Rolex, Blancpain, Breguet или Audemars Piquet. Подобно Swatch, Apple Watch вполне могут породить новое поколение не просто поклонников, но коллекционеров часов.

Похожее явление недавно случилось в книжной отрасли. Когда Amazon в 2007 году представила свою электронную книгу Kindle, многие аналитики предсказывали, что традиционной книготорговле пришел конец. Однако в последние пять лет независимые книжные магазины переживают бум как в продажах, так и в количестве точек, и все это касается продажи именно традиционных напечатанных книг. Одна из многих причин подобного возрождения в том, что книгопродавцы выиграли от постоянного спроса на детские книги, которые остаются в верхних строках списка самых быстрорастущих сегментов книгоиздания. Когда родители и бабушки с дедушками покупают книги, чтобы читать детям на ночь, они знакомят с напечатанной книгой новое поколение потенциальных пользователей. По мере роста этих детей оказалось, что они не так уж легко отказываются от напечатанных книг в пользу Kindle. На самом деле большинство читателей с удовольствием используют и то, и другое.

Читайте материал по теме: Мобильный телефон от Amazon: инновация или провокация?

Во-вторых, Apple Watch, скорее всего, будут не конкурентом, а дополнением к швейцарским часам. Apple Watch до отказа набиты чудесами техники, которым бы позавидовал сыщик, герой комиксов Дик Трэйси, а швейцарские часы в основном являются предметом роскоши и символом статуса их обладателя. В Apple убеждены, что смогут обновлять основную технологическую начинку каждые 6—12 месяцев, чтобы конкуренты вроде Samsung не попытались вызвать их преждевременное устаревание. С другой стороны, швейцарские часовщики позиционируют себя в качестве искусных ремесленников, производящих предметы прикладного искусства, передающиеся из поколения в поколение.

Читайте материал по теме: Умные часы от Samsung: восхитительны и еще более коварны, чем Google Glass

Швейцарцы перестали конкурировать за первое место в технической гонке еще в 80-е годы, когда японские производители часов, подобные Casio и Seiko, начали производить кварцевые часы, гораздо более дешевые и точные по сравнению с их механикой ручной работы. В первое десятилетие после изобретения кварцевых часов доля экспорта швейцарских часов снизилась с 45 до 10% от мирового объема. К 1983 году в часовой отрасли Швейцарии исчезло две трети рабочих мест, а более половины компаний-производителей разорилось.

Благодаря усилиям таких личностей, как бывший председатель Swatch Group Николас Хайек и президент LVMH watch Жан-Клод Бивер (отвечающий за Hublot, Tag Heuer и Zenith), швейцарская часовая промышленность разумно перепозиционировала свои механические шедевры в качестве предметов роскоши. Рекомендованная цена для новых умных часов от Apple — $350, большую же часть стремительного роста продаж швейцарских часовщиков за последние два десятилетия обеспечивает продукция по цене, значительно превышающей $10 000. Швейцарская часовая индустрия больше не конкурирует в тех величинах, которыми измеряются продажи часов Apple.

Читайте материал по теме: Как руководители внедряли и применяли инновации в 1969 году

В-третьих, у Apple и швейцарских производителей часов есть одна общая черта: их глубокая преданность идее связать свой продукт с потребителем на персональном уровне. Во время торжественного запуска часов в продажу гендиректор Apple Тим Кук прорекламировал Apple Watch как «самое персональное из когда-либо созданных нами устройств». Красота умных часов от Apple в том, что они могут фиксировать малейшие движения людей и немедленно предоставлять информацию, помогающую обладателю понять свое взаимодействие с окружающим миром. Подобным же образом в процессе исследования возрождения швейцарской часовой промышленности я брал интервью у видного гендиректора швейцарской часовой компании, который сказал мне: «Часы — это часть вас самих. Часы — это вы. Они показывают, какой у вас тип личности. Вы элегантны? Уникальны? Богаты? Заносчивы? Спортивны?... Все эти атрибуты могут быть переданы посредством часов».

Швейцарская часовая промышленность может быть уверена, что достаточное число состоятельных и технически подкованных обладателей часов Apple будет и дальше жаждать приобрести изготовленные руками часы из более высокого ценового сегмента.

Хотя часы Apple Watch показывают точное время, контролировать его они не могут.

Читайте по теме:

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена