Почему бессмысленно создавать очередную Силиконовую долину | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему бессмысленно создавать очередную
Силиконовую долину

Каждый народ должен прежде всего понять, какой этап (или какие этапы) инновационного процесса ему следует выбрать.

Автор: Дэн Брезниц

Почему бессмысленно создавать очередную Силиконовую долину

читайте также

Высшее образование — народу!

Кханна Параг,  Кхемка Каран

Забудьте о вирусном маркетинге —«заразным» должен стать сам продукт!

Синан Арал,  Уокер Дилан

Помогите сотрудникам экономить энергию

Притча о путнике и волшебном дереве

Пекаревский Аркадий

Политики всего мира страстно полюбили инновации и видят в них окончательное решение всех экономических недугов. Чуть ли не в каждой стране создается собственная Силиконовая долина.

И это — плохая идея.

Мало того, что ее практически невозможно воссоздать в виде особой инновационной экосистемы — она уже и не единственная парадигма для инноваций. Мир очень заметно изменился, а наше понимание того, как работает инновация и кому идет на пользу, не поспевает за этими изменениями.

Производство товаров и услуг теперь распределено по всему миру. Оно разделяется на множество стадий, и осуществляются эти этапы в самых разных местах, благо ныне все можно координировать по интернету. Регионы теперь специализируются по конкретным стадиям производства, а не по окончательному продукту и тем более не по отраслям.

Эти изменения проявились в стремительном росте глобальной внутрикорпоративной (а не только межкорпоративной) торговли компонентами товаров. Не только наши смартфоны, но и все их основные детали придуманы, нарисованы, произведены и собраны в таком количестве стран, которое среднему американцу за всю жизнь не объехать.

Читайте материал по теме: Что Питер Друкер знал о 2020-м годе

В результате этих изменений уже непонятно, в какой мере экономические последствия той или иной инновации скажутся непосредственно на месте ее зарождения. Глобальная перестройка производства и рынка услуг породила новую логистику создания дополнительной стоимости, новые специализации и новые возможности. Ни одна страна не может теперь конкурировать на всех этапах создания и производства нового продукта, и нам приходится пересмотреть концепцию экономического роста, основанного на инновациях, подобрать наилучшие стратегии для инвестиций.

Поскольку теперь страны специализируются на отдельных этапах производства, каждая из них конкурирует именно на определенном этапе или с определенным набором инноваций. И следует учесть, что подобная специализация приводит к иному распределению экономических плодов успеха.

Силиконовая долина приобрела столь важное значение после окончания Второй мировой войны, став тем местом, где предприниматели обкатывали новые идеи и превращали их в массовый и коммерчески успешный продукт. Инновация и производство шли рука об руку, если не в пределах одной компании, то уж точно в пределах США (собственно, и Долина получила свое название потому, что здесь начали производить кремниевые чипы). Такие компании, как Apple, Seagate, Hewlett-Packard и Intel, создали значительное число новых и хорошо оплачиваемых рабочих мест — опять-таки для американцев.

Читайте материал по теме: Обновление бизнес-модели

Ныне ситуация радикально изменилась. Производство кремниевых чипов давно перестало быть сколько-нибудь существенным для Силиконовой долины: она превратилась в международный источник инновационных идей, а производство товаров и создание целых новых отраслей совершается во всем мире, отдельные этапы производства распределяются по разным странам и соединяются в глобальную сеть.

Основным бенефициаром глобальных изменений стала республика Тайвань, ставшая в 1990-е годы мировым лидером по производству полупроводников. Ныне это центр производства высокотехнологичных кремниевых чипов, и теперь многие стартапы Силиконовой долины, взявшиеся за создание чипов, надеются, что непосредственно производить их будет одна из тайваньских компаний — TSMC или UMC. Но это не единственная ниша мирового производства, захваченная этим государством. Многие из любимых наших гаджетов разработаны и произведены тайваньскими компаниями, которые заключают контракты и развивают инновации, созданные в других местах, в том числе в Силиконовой долине.

Тайваньские компании нуждаются в постоянных инновациях, чтобы удержаться на вершине производственного цикла. Стоит им отстать от конкурентов, и лучшие стартапы и организации Силиконовой долины перестанут обращаться к ним как к лучшим партнерам по разработке идей по производству. Значит, нужно постоянно совершенствоваться, нужно быть такими же новаторами, как предприниматели из Силиконовой долины, только цель при этом ставится другая.

Читайте материал по теме: Во что превратился капитализм в XXI веке

Тайваньские предприниматели не гонятся за ошеломляющими новыми идеями, а сосредотачиваются на усовершенствовании дизайна и производства, они озабочены тем, как сделать продукт быстрее и дешевле (все дешевле и дешевле!), чем их конкуренты.

Это принципиально новая система, которая использует бизнес-модели, радикально отличающиеся от романтических идеалов «роста, основанного на инновациях». Тем не менее тайваньское общество действительно переживает мощный, захвативший все слои населения экономический рост, проистекающий из готовности местных компаний неустанно заниматься инновациями в самых современных секторах высоких технологий, обеспечивая при этом людей с разными профессиями и навыками большим количеством хорошо оплачиваемых рабочих мест.

И, напротив, большая часть стартапов Силиконовой долины — тощие, с небольшим штатом. Высококлассные инженеры, дизайнеры, разработчики и финансисты Долины, вероятно, имеют престижную работу и высокую оплату, но при таком распределении производства по всему миру первенство в изобретениях и открытиях, то есть на первом этапе инновационного процесса, далеко не гарантирует устойчивого и бурного экономического роста.

Распределение продукции открывает перед всеми странами множество путей к достижению устойчивого экономического роста, основанного на инновациях. Это замечательная новость для политиков, ведь тем самым они освобождаются от заемных экономических моделей, которые и не могут прижиться в их странах.

Читайте материал по теме: Урок истории для финансистов

Каждый народ должен прежде всего понять, какой этап (или какие этапы) инновационного процесса ему следует выбрать. Это не простое решение, нужно еще разобраться, какие виды деятельности наилучшим образом соответствуют возможностям страны и принять во внимание общенациональные экономические задачи. Если ставится цель постоянно создавать новые рабочие места для как можно большего числа граждан, то сосредоточенность исключительно на изобретениях окажется наихудшей из возможных стратегий. Бесчисленные исследования показали, что рост главным образом проистекает из инноваций, которые происходят на следующих этапах, то есть на стадии производства, усовершенствования, развития и продажи товаров и услуг. Для экономического роста необходимо, чтобы изобретения и открытия превращались в товары и услуги, продаваемые на свободном рынке.

Во-вторых, выбрав для себя определенный этап инноваций, страна должна затем понять, какие формы инвестиций наилучшим образом соответствуют ее целям. Какие институты, финансовые регуляторы и системы образования нужны для поддержания нужных ей способностей и возможностей? Если нынешние инновационные усилия не вызвали заметного экономического роста на местах, что можно сделать для исправления ситуации? Например, США пора продумывать новую инновационную политику, в которой преимущество этой страны по части новаторских изобретений будет сочетаться с нисходящими операциями, что приведет к экономическому росту внутри страны.

Тайвань на своем примере демонстрирует, как инновации могут привести к мощному экономическому росту. Модель этого государства разительно отличается от модели, выработанной в Силиконовой долине, но также опирается на все преимущества экономики знаний.

Читайте по теме: