Почему языком инноваций стал английский, а не китайский | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему языком инноваций стал английский, а
не китайский

И наши коды, и наши печатные устройства развиваются главным образом с учетом англоговорящего рынка.

Автор: Билл Фишер

Почему языком инноваций стал английский, а не китайский

читайте также

Самое важное: как лучшие CEO добиваются отличных результатов

Джеймс Аллен

Что 2020 год сделал с ритейлом

Дэниел Макгинн

Google, Yelp и будущее интернет-поиска

Джошуа Ганс

Почему кадровым данным нельзя доверять

Маркус Бакингем

В октябре прошлого года Марк Цукерберг потряс мир, обратившись к студентам Пекинского университета на китайском. В СМИ кто хвалил, кто высмеивал этот подвиг, а некоторые даже именовали его революционным.

Вновь вспыхнул затянувшийся на десятилетия спор: вытеснит ли китайский английский в роли международного языка?

Цукербергу владение китайским явно пошло на пользу: в декабре прошлого года к нему в гости приехал сам Лу Вэй, китайский министр, курирующий киберпространство Поднебесной.

Но Сезар Идальго и его команда из Media Lab при Массачусетском технологическом институте по-прежнему настаивают на преимуществе английского языка. В конце декабря они опубликовали исследование, в котором называют английский язык самым влиятельным в мире. Их данные проиллюстрированы «The Global Language Network» («Всемирной сетью языков»), интерактивной моделью, на которой английский представлен как основной «транспортный узел» информации во всем мире. По словам Идальго, эта модель не выражает пристрастного отношения к английскому: просто этот язык в силу повсеместного распространения в интернете помогает общаться людям из самых разных стран.

Но, с другой стороны, в экономике Китая происходят стремительные перемены: численность среднего класса растет, повышается и покупательная способность населения. Устранив часть ограничительных законов, Поднебесная превратилась в заманчивый новый рынок для международных компаний. Собственные китайские технологические компании — Alibaba, Weibo, Momo — осуществили едва ли не самые успешное за всю историю США IPO.

Читайте материал по теме: Теория кокоса и персика: как русскому наладить отношения с американцем

Но при столь внушительном росте китайской экономики английский, безусловно, был и остается языком инноваций. Почему так?

И наши коды, и наши печатные устройства развиваются главным образом с учетом англоговорящего рынка. Стандартная раскладка QWERTY создана под латинский алфавит и непригодна для 2000 иероглифов, необходимых для хотя бы базового владения китайским.

Популярность клавиатуры с раскладкой QWERTY приводит к тому, что языки программирования преимущественно используют латинский алфавит — десять языков программирования, занимающие основные места в мировом рейтинге, основаны на английском языке, хотя два из них, Python и Ruby, созданы голландцем и японцем, то есть для общих целей уроженцы не англоговорящих стран склонны изучать и применять английский.

Читайте материал по теме: Как критиковать представителей разных культур

Роль этого языка на начальных этапах развития современных технологий обусловила его нынешнее положение. 56% всего мирового интернет-контента написано по-английски. Чтобы оценить этот контент и получить от него какую-то выгоду, требуются знания этого языка — соответственно, и компании, и частные лица жаждут эти знания приобрести.

Согласно ежегодному индексу EF English Proficiency Index for companies, английский — наиболее востребованный язык на самых быстрорастущих рынках мира, потому что это тот общий язык, на котором общаются самые разные компании из любых стран. Потребность в английском языке на работе побуждает все большее количество людей совершенствовать свои знания, чтобы вписать их в резюме.

Более 1,5 миллиарда людей в мире изучают английский. Нужны новые методы обучения — с учетом культурной, региональной и экономической специфики учащихся — причем методы доступные и недорогие. Возросла потребность в стандартизированных экзаменах на владение английским языком — TOEFL, IELTS, а теперь EFSET.

Читайте материал по теме: Китай: мифы и реальность

Стоит отметить, что английский отнюдь не призван вытеснить другие языки. Компании всегда будут работать на местных рынках, и рука об руку с глобализацией идет локализация.

Транснациональным корпорациям приходится искать общий язык для сотрудников, принадлежащих к разным культурам. Английский исполняет роль такого нейтрального языка, он позволяет общаться представителям разных стран и культур, прокладывая путь для инноваций.

Ведь сотрудничество и есть лучший инструмент инноваций. Компании, где люди охотно взаимодействуют на общем для всех языке, оказываются наиболее эффективными и добиваются лучшего результата.

По этой причине во всем мире английский выполняет функции корпоративного языка. Европейский авиастроитель Airbus — один из примеров такого употребления языка, японская компания интернет-торговли Rakuten — другой, французский автогигант Renault, корейские производители электроники Samsung — вот и третий, и четвертый пример. Даже не столь известные компании, собираясь выходить в мир, тоже находят подспорье в английском. Зачастую они сами готовы оплачивать курсы языка для своих сотрудников.

Читайте материал по теме: Думать по-китайски

Исследование, проведенное научным отделом The Economist (The Economist Intelligence Unit), показало, что 90% руководителей компаний во всех уголках земного шара связывают надежды на заметное повышение доходов и увеличение своей доли рынка с международными коммуникациями. Такого рода общение и сотрудничество позволит им существенно расшириться и не упустить возможности продаж. Почти половина респондентов считает основным препятствием для крупных международных сделок фундаментальное отсутствие взаимопонимания.

Какой из этого следует вывод? Английский язык открывает возможности для инновационной экономики, потому что он дает отдельным людям и компаниям во всем мире возможность общаться и сотрудничать во имя общей цели. Представьте себе, что бы мы сейчас имели, если бы основатель Yahoo Джерри Янг в изучении английского не продвинулся бы дальше слова «ботинки»? Или Майк Кригер, уроженец Сан-Паулу, основатель Instagram*, поленился бы освоить английский и поступить в американский университет? Или чуть раньше человек по имени Энди Гроув, родившийся в Венгрии, эмигрировал в США и основал Intel. А если на его пути вырос бы непреодолимый языковой барьер?

На вопрос о планах Facebook* на ближайшие годы Цукерберг ответил, что хочет объединить весь мир.

Правильно. А для начала выучим общий язык, чтобы говорить на нем и работать вместе.

Читайте по теме:

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена