Почему Apple Pay — это подарок Visa и MasterCard | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему Apple Pay — это подарок Visa
и MasterCard

Архитектура отрасли платежей удивительно сходна с состоянием музыкальной отрасли до появления iTunes.

Автор: Хуан Пабло Васкес Сампере

Почему Apple Pay — это подарок Visa и MasterCard

читайте также

4+2: как думают ученые и самые талантливые интеллектуалы

Сергей Давыдов

Новоиспеченным руководителям нужна своя философия лидерства

Кэрол Уокер

100 лучших генеральных директоров мира

Как избежать усталости от совместной работы

Ник Тэслер

Многие верили, что Apple Pay окажется очередной подрывной инновацией от «серийного инноватора». Но на этот раз дело обстоит несколько иначе: корпорация Apple выступает не в роли подрывного инноватора, а в роли реселлера.

Казалось бы, разница между этими категориями очевидна, но это не всегда так: реселлеры, как и подрывные конкуренты, привносят в отрасль новую бизнес-модель и привлекают клиентов, которыми не сумели завладеть традиционные участники этого рынка. Но они не столько подрывают имеющуюся структуру распределения, сколько расширяют ее. Например, независимые страховые агенты, которые, в отличие от служащих страховых компаний, могут направить клиента к тому страхователю, который предложит наиболее выгодные условия, служат дополнительным каналом продаж для этой отрасли, особенно для тех сегментов, которые особенно чувствительны к цене. Однако они не являются подрывной альтернативой. Они стали бы подрывной альтернативой, если бы представляли новую компанию, которая решилась бы выстроить прямые и недорогостоящие каналы связи с клиентами — например, с помощью телефона или интернета.

Для большей наглядности сравним запуск Apple Pay и iTunes. Появление iTunes в 2003 году было подрывным по отношению к четырем крупным компаниям звукозаписи — Universal Music Group, Sony BMG, EMI Group и Warner Music Group. Вполне классическая модель: iTunes обратилась к тем клиентам, которыми эта отрасль не интересовалась, к тем, кто скачивал музыку даром из интернета. Более того, компания изменила систему получения дохода: стала продавать отдельные песни вместо целых альбомов, то есть предложила другой пакет услуг. Скачав нужную мелодию, вам не нужно было покупать весь альбом или слушать его. Как часто случается с подрывными инновациями, «старые» фирмы почти не реагировали на появление iTunes, а если и реагировали, то отнюдь не агрессивно. Выбирая целевую аудиторию постепенно, одну группу за другой, и заключая сделки, которые Стив Джобс обсуждал с компаниями звукозаписи лично, iTunes медленно и неуклонно изменила всю отрасль музыкальных записей и ныне владеет в ней 63% рынка.

Читайте материал по теме: Apple Watch — подарок швейцарским производителям часов

Архитектура отрасли платежей удивительно сходна с состоянием музыкальной отрасли до появления iTunes. Пока на сцене не появилась Apple, музыканты писали и исполняли песни, они собирались в альбомы и в такой форме издавались студиями. Затем альбомы перепродавались розничными посредниками — например, Musicland, которые получали доступ к работам музыкантов посредством компаний звукозаписи. В отрасли платежей обычные люди кладут деньги в розничные банки, которые распределяют кредитные услуги посредством организаций, выпускающих кредитные и дебетовые карты — Visa, American Express и MasterCard, которые в свою очередь вынуждены обращаться к банкам, чтобы получить доступ к своим клиентам.

Нет никаких технических причин банкам предлагать кредитные услуги непременно через компании, выпускающие кредитные карты. Итак, сотрудники Apple могли бы перед запуском Apple Pay обратиться к рознице, как в свое время обратились к компаниям звукозаписи. Тогда система Apple Pay имела бы шанс заменить карты и подорвала бы эту отрасль. Но Apple предпочла договориться с фирмами, выпускающими кредитные карты, а потому клиент вынужден теперь вводить ее номер, а не номер банковского счета. Apple Pay заняла свое место в конце уже существующей цепочки распределения, став реселлером по отношению к компаниям, выпускающим кредитные карты.

Понятно, что эти организации остались довольны. Если Apple сумеет установить единый стандарт мобильных платежей, то компании, выпускающие кредитные карты, сохранив имеющиеся у них отношения с банками и доступ к деньгам клиентов, в любой момент могут обойти Apple и обойтись без ее посредничества. А пока что они загребают жар руками Apple и стараются убедить нас, что основное преимущество Apple Pay заключается в простоте использования.

Читайте материал по теме: Патентные войны Apple, бессмысленные и бесконечные

Почему это важно? Выступая с Apple Pay как реселлер, а не подрывной инноватор, Apple увековечивает существующую систему платежей — устаревшую, дорогостоящую и совершенно по современным меркам бессмысленную. Банки уже создали систему денежных трансферов, с помощью которой средства передаются от вкладчиков одного банка вкладчикам другого. Компании, выпускающие кредитные карты, в свое время создали другую, дорогостоящую систему, только затем, чтобы обрабатывать транзакции по картам. Эту систему они финансируют отчасти за счет продавцов, а в меньшей степени — за счет комиссионных с клиентов. Но в мире существует миллионы предприятий малого и даже среднего бизнеса, кому эти поборы не по карману.

Когда iTunes предложила покупать каждую песню по отдельности, сложилось целое поколение, получившее доступ к подешевевшей музыке. Если бы Apple пообщалась с банками и вошла в их инфраструктуру денежных трансферов, компания выступила бы подрывным инноватором, а не реселлером. Если бы она предложила рознице другую систему тарифов или же вовсе не брала денег с продавцов, она бы радикально преобразила отрасль платежей и в нее смогло бы войти много неохваченных клиентов. К сожалению, в качестве реселлера Apple Pay предоставляет компаниям, выпускающим кредитные карты, возможность бесплатного эксперимента — терять они ничего не потеряют, а выгоду могут приобрести немалую.

Читайте по теме: