читайте также
Аккумулятор Powerwall от компании Tesla – вовсе не революционная инновация и далеко не первая на рынке батарея для сохранения энергии. Но Элон Маск безусловно понимает, что в гонке инноваций порой выигрывает не тот, у кого самая лучшая технология. Часто побеждает то изобретение, которое лучше всего сочетается с уже существующими технологиями, преобладающими на рынке (когда успех обеих систем взаимосвязан). А Powerwall – первая батарея на рынке, предоставляющее решение проблемы хранения солнечной энергии, которое практично в применении и установке, сравнительно недорого в уходе, а также эстетически более привлекательно, чем другие домашние батареи и системы (например, малые дизельные генераторы). Поэтому у Powerwall есть все предпосылки для успеха в данной нише рынка. По крайней мере в той степени, в которой будет успешной технология, на которую вплотную завязана эта система – использование энергии Солнца.
Преимущества Powerwall будут заметнее для тех домохозяйств и предприятий, которые уже установили солнечные панели, а, возможно, и владеют электромобилями Tesla. Устройство позволит им хранить энергию, выработанную в течение дня, для употребления вечером и ранним утром (в том числе для подзарядки автомобиля). Именно эту взаимозависимость старается использовать Элон Маск, гендиректор корпорации Tesla и председатель совета директоров компании SolarCity, самого крупного поставщика солнечных панелей для крыш домов в США (СЕО SolarCity - двоюродный брат Маска Линдон Райв). Таким образом батареи Tesla тесно связываются с уже доказавшей свою надежность технологией (выработкой солнечной энергии). Две системы начинают распространяться вместе и в конце концов имеют реальные шансы стать новым техническим стандартом, взятым на вооружение большинством домохозяйств и бизнесов.
Чтобы поддержать данную стратегию и поощрить широкое вредрение своих технологий, обе компании не только тесно сотрудничают, но и активно внедряют экономию от эффекта масштаба (что поможет держать под контролем издержки и делать солнечную энергию более доступной по цене). Tesla объявила об открытии совместно с Panasonic завода в штате Невада, строительство которого обошлось в $5 млрд, а SolarCity продемонстрировала ту же стратегию, начав крупномасштабное производство солнечных панелей в Буффало, штат Нью-Йорк. Параллельно со значительно субсидируемым изготовлением солнечных панелей в Китае, эти усилия SolarCity помогут сделать солнечную энергию более доступной, что означает более высокий спрос на решения по ее хранению, подобные Powerwall.
Несмотря на потенциальные выгоды от технологической взаимодополняемости продукции Powerwall, данная стратегия Tesla не лишена рисков. Компания может оказаться в критической зависимости от успешного развития этого альтернативного источника энергии, но настолько ли гарантированно это развитие?
В последние годы популярность солнечной энергетики вкупе с другими возобновляемыми источниками энергии (ветряные, гидро- и атомные электростанции) постоянно росла. Однако пока исход борьбы энергии Солнца против других «чистых» источников или ископаемого топлива совершенно неясен. Несмотря на быстрое падение цен на солнечные панели, недавно обнаруженные и все более доступные технологи добычи шельфового газа изменили ситуацию, снизив нашу зависимость от нефтепродуктов. Это привело к серьезному падению спроса и цен на другие ископаемые виды топлива, например, на уголь. Следовательно, развитие альтернативных источников энергии может замедлиться. В общих чертах, шельфовая революция поставила под вопрос наиболее вероятный сценарий развития энергетики, и новые технологии не являются здесь исключением.
Конечно, уровень использования энергии Солнца – не единственный фактор, который будет определять успех Powerwall. Не менее важно, насколько эффективными будут эти батареи по сравнению с другими накопительными технологиями. Также вполне вероятны новые технические прорывы, способные сделать компоненты Powerwall вчерашним днем.
А еще корпорации придется соревноваться с правительственными инициативами, направленными на стимулирование внедрения солнечной энергии. Политика замеров чистой энергии позволяет домовладельцам большинства штатов США возвращать «лишнее» электросетям, получая за это деньги. В тех штатах, где принимаются подобные законы, выгода от использования Powerwall для хранения будет зависеть от разницы между доходом от продажи энергии по субсидированным ценам днем и экономией от использования собственного электричества ночью. Если энергию можно продать электросетям по высокой цене, для обладателя солнечной панели этот вариант будет более привлекательным, нежели хранение ее в батареях. Вот почему SolarCity не собирается продавать батарею на 7 кВтч (которую Tesla предлагает за $3000).
И все же выход на рынок батарей для хранения энергии в жилищах, офисах и на производстве несет Tesla множество конкурентных преимуществ. Он позволяет компании активно применить свои ноу-хау и опыт, наработанный при разработке батарей для электромобилей.
Битва за рынок накопителей энергии только началась, и Tesla заручилась поддержкой мощного союзника в фотоэлектрическом секторе. Однако обе технологии подвержены рискам как изнутри отрасли, так и снаружи, и зависимость от успеха солнечной энергии может оказаться рискованной для будущего господства Powerwall на рынке накопителей.
Если энергия Солнца все же не станет основной, это не значит, что продукция Powerwall обречена на рыночный провал. Возможно, компании просто придется понести убытки из-за перевода этих изделий на другие технологические стандарты. Однако если все пойдет как запланировано, Элон Маск не только выиграет от продаж Powerwall (а также косвенно от продаж фотоэлементов, произведенных в Баффало подконтрольной ему компанией), но и от увеличивающегося спроса на электромобили Tesla – главный продукт фирмы. Эти машины выигрывают от появления возможности подзарядки, отсутствия вредного выхлопа и, возможно, от более дешевой альтернативы традиционной заправке. Так что ответ на вопрос, стоит ли делать ставку на солнечную энергию, для Маска скорее положительный, по крайней мере в краткосрочной перспективе.