Платежная система от Samsung: старая упаковка — новое содержание | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Платежная система от Samsung: старая упаковка —
новое содержание

Отличия в платежной системе Samsung демонстрируют самостоятельный подход компании к мобильной отрасли в целом.

Автор: Дай Жунь Чан

Платежная система от Samsung: старая упаковка — новое содержание

читайте также

Uber обречен

Бенджамин Эдельман

Найти смысл в трагедии

Ади Игнейшес

Инфографика. Руководитель в четырех измерениях

Рогозина Галина

Почему Xiaomi не сможет преуспеть без Индии

Анил Гупта

На рынке мобильных платежей ставки растут, и к 2019 году их общая сумма превысит $140 миллиардов. Недавно Samsung объявила о запуске в этом же году системы Samsung Pay и начала бета-тестирование в Корее. Новая система наступает на пятки уже существующим конкурентам от Google и Apple, и эта новая стратегия мобильных платежей, возможно, указывает, что корпорация готова отказаться от прежней роли «раннего адепта или последователя» (вспоминаем теорию Диффузии инноваций) и стать настоящим лидером. Забавно то, что компания полагается на более старую версию платежной системы и с нее почему-то начинает присутствие на рынке и основывает на ней стратегию.

Apple первой взялась за мобильные платежи, запустив под конец 2014 года с немалым шумом свою Apple Pay. Неуступчивая Google парировала Android Pay, исправив многие недостатки, за которые порицали Google Wallet. Обе компании используют технологию NFC (Near Field Communication): розничные продавцы устанавливают в реальной жизни терминалы из стали пластика, к которым потребители подключают телефон для безопасной процедуры платежа («токенизации») с заранее зарегистрированных кредитных карт. Samsung, напротив, приобретя LoopPay, предоставляет клиентам опцию MST (Magnetic Secure Transmission) вместо NFC, а потому платежную систему Samsung можно будет применять и там, где отсутствуют новейшие терминалы NFC — по сути дела, корпорация отхватила гораздо большую долю рынка. Кроме того, Samsung, как и Google, не будет брать комиссионные при оплате со смартфона (Apple берет 0,15% от суммы транзакции, что сдерживает готовность розничной торговли пользоваться именно этой системой.

Отличия в платежной системе Samsung демонстрируют самостоятельный подход компании к мобильной отрасли в целом. Традиционные представления, будто человек сперва купит смартфон, а потом уж задумается, можно ли с его помощью расплачиваться по интернету или в супермаркете на кассе, Samsung Pay переворачивает с ног на голову, создавая в первую очередь платежную систему, а затем адаптируя к ней телефон. Если вспомнить, сколь велик рынок традиционных товаров (три триллиона долларов только в США), то становится понятно, почему правильный подход — это начинать с широчайшей платежной системы.

Эта затея позволит Samsung «дегуглировать» свой бренд, то есть создать собственное неповторимое лицо, отгородившись от прочих андроидных телефонов. Apple ворочает большим набором гаджетов, программ и приложений, а Google ограничивается Android, предоставляя изготовителям базового оборудования и операторам связи разрабатывать свои фишки и формы поддержки. В сфере платежных систем Samsung сейчас оказалась наравне с Apple и обошла Google, позаботившись об интеграции цепочки создания ценности. И, что важнее, не довольствуясь ролью «одного из андроидов», Samsung получила золотой шанс вырваться из массы и предложить пользователям уникальные преимущества своей платежной системы.

Читайте материал по теме: Почему Apple Pay — это подарок Visa и MasterCard

Разумеется, на горизонте рынка платежей уже сгущаются облака. Самый неотложный вопрос — конкуренция других корпораций, не производителей мобильников. Если присмотреться к системе платежей как к целому, то очевидно, что созданием собственных систем озабочены и розничные торговцы как реального, так и виртуального мира. И хотя система CurrentC, которую ввел консорциум розничных цепочек во главе с Wal-Mart, пока не удостоилась благоприятных отзывов, очевидно, что крупные игроки на этом поле, в том числе и Samsung, должны искать союза с розницей и убедить ее крупных представителей, что они также выиграют от новых платежных систем (например, отсутствие комиссионных по транзакции — существенное условие).

Samsung также придется следить за происходящей в рознице эволюцией «исключительно мобильных» платежей. В развивающихся странах, в том числе в провинциях Индии или Китая, обычная розница все еще дряхла и малоподвижна, зато электронная коммерция с помощью мобильных телефонов захватывает все большую долю рынка (и это началось еще до модернизации этой сферы). Монстр электронной коммерции Alibaba тоже выходит на рынок мобильных платежей со своей Alipay. Это происходит и в других странах — например, в Корее, бесплатный мессенджер KaKao Talk с трафиком до 3 миллиардов сообщений в день предложил свою платежную систему KaKao Pay. И Alipay, и KaKao Pay допускают платежи между физическими лицами, то есть не только оплату розничных покупок. Социальные сети этих участников рынка достаточно велики, так что крупным игрокам вроде Samsung, которые полагаются на свои гаджеты, придется в ответ расширять сеть в реальном мире, обеспечивать более быстрые и надежные транзакции или создавать какие-то новые интернет-сети и бонусы.

Читайте материал по теме: 5 советов по внедрению инноваций от Samsung

Рынок мобильных платежей пока еще переживает ясельный период. Откуда бы ни приходили в него компании — из сферы производства гаджетов, кредитных карт, из розничной торговли или социальных сетей, — им требуется большая гибкость, нельзя оставаться в рамках своей надежной и любимой отрасли. Samsung сделал правильный первый шаг, но результатов придется подождать.

Читайте по теме: