Как интернет-технологии изменят рынок автомобилей | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как интернет-технологии изменят
рынок автомобилей

Рынок транспорта, похоже, идет тем же путем, что и облачные технологии.

Автор: Максвелл Вессел

Как интернет-технологии изменят рынок автомобилей

читайте также

«Мы гениальные»

Ирина Скрынник

(Не)правильная школа лидерства

Елена Евграфова

Фейсбучные споры — последнее дело

Антон Ходарев

Клейтон Кристенсен: почему мне будет так не хватать Энди Гроува

Клейтон Кристенсен

Среднестатистический американец трудоспособного возраста проезжает за рулем своего автомобиля более 24 тысяч километров в год. Таким людям покажется нелепой даже мысль о том, что можно прожить без машины, ведь они проводят в дороге по нескольку часов в день. Стоит ли удивляться, что вопрос выбора типа автомобиля и маршрута на работу зачастую становится для них поистине животрепещущим?

Понятно, что роль личного автотранспорта в современном обществе сложно переоценить. И все же в сфере пассажирских перевозок наметились предпосылки, ведущие к подрыву сложившегося рынка. Благодаря инновациям в таких областях, как совместные поездки (ride-sharing), совместное пользование автомобилем (car-sharing) и дальние перевозки, мы как никогда близки к тому, что личный автомобиль перестанет быть необходимым условием для жизни.

Фирмы, стремящиеся захватить этот гигантский рынок, быстро обретают как многочисленную и разнообразную клиентуру, так и широкий доступ к финансированию. Такие компании, как Uber и Grabtaxi, в короткий срок заняли доминирующие позиции. Однако даже с появлением глобальных игроков остается немало возможностей найти свою нишу и для новичков подрывных транспортных инноваций.

Потенциальных инвесторов, предпринимателей, да и просто всех тех, кому хочется попасть из точки А в точку Б, волнует один главный вопрос: «Как будет выглядеть рынок после того, как страсти улягутся?». Несмотря на огромные размеры этой отрасли, некоторые подходы к ее подрыву работают быстрее и лучше других. Поэтому составить правильный прогноз мне представляется особенно трудной задачей. Для этого придется учесть перемены в совместном пользовании транспортной инфраструктурой, появление самоуправляющихся автомобилей, а также бурнорастущий спрос на гибридные машины и электромобили. Влияние любого из этих трендов серьезно меняет ландшафт существующего рынка. Если же попробовать принять в расчет все три фактора одновременно, то нас ждет поистине масштабный мысленный эксперимент.

Читайте материал по теме: Общество должно дать «зеленый свет» компании Uber

Несложно предсказать, что будущее сферы транспорта разительно отличается от его настоящего. Но как оно выглядит, это будущее? Для того чтобы ответить на этот вопрос, полезно будет рассмотреть пример, относящийся к другой, не связанной напрямую области: информационные и, в частности, облачные технологии.

Двадцать лет назад никто и представить себе не мог, как интернет перевернет сферу информационных технологий. Когда Марк Бениофф предложил концепцию «Программное обеспечение как услуга» (Software as a Service, SaaS), от скептиков не было отбоя. Бредовыми представлялись заявления, что крупные корпорации с чего-то вдруг решат перебросить все свои информационные ресурсы в чей-то удаленный центр данных. Ведь у них были свои собственные уникальные, специально подогнанные под их задачи программные и аппаратные решения. К тому же, учитывая сложность их требований, система SaaS, казалось, никак им не подойдет. Считалось, что модель SaaS может стать неплохим подспорьем разве что в сфере малого бизнеса, который не может себе позволить собственную инфраструктуру.

Мы с вами знаем, чем закончилась эта история. Сегодня облачная модель не просто основной способ доставки приложений. Все гораздо серьезней. Облачными технологиями охвачена вся ИТ-индустрия. Такая среда предоставляет гибкую инфраструктуру совместного использования как вычислительных ресурсов, так и ресурсов хранения данных. Почти двадцать лет прошло с тех пор, как зародилась идея SaaS, два десятилетия развития технологий. Поставщики облачных услуг работали не покладая рук, чтобы довести эти инновации до каждого пользователя. Годы исследований и разработок гарантируют, что практически любую вашу задачу можно выполнить с помощью аренды сервера в дата-центрах Amazon, Salesforce или Microsoft, и решение это будет более гибким, а головной боли станет значительно меньше.

Рынок транспорта, похоже, идет тем же путем, что и облачные технологии. Заказ поездки с помощью одного клика (Uber) не сильно отличается от аренды серверного пространства для веб-хостинга (Amazon Web Services). Бессмысленно утверждать, что личный автомобиль вот-вот утратит актуальность. Однако лет через двадцать иметь машину будет не так критично.

Здесь важную роль играют несколько факторов. Во-первых, продолжается процесс урбанизации. Пятьдесят лет назад лишь около тридцати процентов населения Земли жили в городах. Сегодня доля горожан составляет уже свыше пятидесяти процентов, и этот рост продолжается. Чем больше людей будут жить в густонаселенных районах, тем выше станет цена за парковку, что в свою очередь снизит привлекательность личного авто. И в то же время больше людей будут жить недалеко от работы, а это значит, что им будет проще пользоваться общественным транспортом для повседневных поездок.

Читайте материал по теме: Проблема гильдий, начиная с жестянщиков и кончая таксистами

Во-вторых, доступ к услуге проката становится все проще. Мобильный интернет позволяет дешево и беспрепятственно пользоваться различными ресурсами по первому требованию. У невидимой руки рынка появились новые помощники в лице AT&T, спутников GPS и кучи различных приложений. И эта легкость доступа к транспортным услугам только увеличится, когда наши дороги начнет бороздить целый флот автономных средств передвижения. С ростом технологий сравнительные преимущества владения автомобилем станут постепенно ослабевать.

Безусловно, в современных рыночных реалиях лишь мизерная часть населения всерьез воспринимает подрывные транспортные услуги как реальную альтернативу личному автомобилю. И все же со временем и ростом инноваций они неизбежно будут привлекать все большее число людей. Компания Uber уже показала, как это будет происходить, включив в свой сервис автомобили различных типов: машины с детскими сидениями, с доступом на инвалидных колясках, а также внедорожники для больших групп. Наконец-то услуги Uber стали доступны и молодым родителям, которые раньше не располагали такой возможностью. Ну а для тех клиентов, кому нужно то детское сидение, то внедорожник, то просто поездка в обычном седане, это вообще чуть ли не лучший вариант.

Как обычно и бывает с волнами подрывных технологий, поставщики «облачных» транспортных услуг финансово заинтересованы развивать свой бизнес таким образом, чтобы обслуживать все более требовательных клиентов. Конечно, на пути им встретятся различные препятствия. Некоторые из них мы уже наблюдаем. Например, некоторые водители подают на фирмы в суд, требуя признать за ними официальный статус наемных работников. И все-таки преимущества «облачного транспорта» слишком велики, чтобы их игнорировать. Несмотря на все препоны, потребители продолжат прибегать к услугам перевозчиков по вызову. Те, в свою очередь, со временем представят новые решения, которые помогут еще большему числу людей или вообще избавиться от личного автомобиля, или сократить их количество до одного на семью.

Поставщики облачных технологий поначалу работали с малым бизнесом, который не мог себе позволить дорогие решения. Инноваторы транспортной сферы сосредоточились на городских жителях, для которых машина скорее являлась роскошью, а не средством передвижения. Постепенно облачные сервисы наращивали и расширяли свою функциональность, что в конце концов позволило им конкурировать в самых сложных условиях. Новаторы в области перевозок, вне всяких сомнений, последуют тем же путем.

Читайте по теме: