Шесть советов, которые помогут не тратить деньги на ненужные технологии | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Шесть советов, которые помогут не тратить деньги на
ненужные технологии

Как инвестировать в то, что действительно поможет добиться успеха

Авторы: Дженни Келер , Пол Лейнванд , Махадева Мэтт Мани

Шесть советов, которые помогут не тратить деньги на ненужные технологии
terng99/Getty Images/HBR Staff

читайте также

Убедительная естественность

Морган Ник

Мир Western Union

Суарес-Ороско Марсело

Самоирония: правила безопасности

Андрей Скворцов

В поисках идей: сентябрьский выпуск

Если ваша организация не делает значительных технологических инвестиций, вы в меньшинстве. Согласно 24-му ежегодному опросу PwC среди руководителей крупнейших компаний мира за 2021 год, почти половина опрошенных руководителей сообщили, что планируют повысить уровень цифровых инвестиций на 10% и более, и это больше, чем в любой другой категории расходов.

Однако при таком объеме инвестиций тревожит то, что большинство опрашиваемых нами топ-менеджеров выражают сомнения насчет существенной дифференциации своего бизнеса на фоне конкурентов. К сожалению, большая часть их нынешних инвестиций в технологии — это лишь попытки «не отставать» в погоне за требованиями цифровой эры. В то время как 56% руководителей, прошедших опрос PwC США о применении облачных платформ в бизнесе, воспринимают облачную платформу как стратегическую основу для роста и инноваций, целых 53% компаний не видят значительного результата этих инвестиций.

Чтобы в корне изменить эту ситуацию, необходим другой образ мышления. К каждой крупной инвестиции в технологии нужно подходить с вопросом: «А что, если бы нам нужно было получить вдвое больший полезный эффект за половину отведенного времени?» Этот вопрос способен изменить диалог об этих крупных инвестициях, и он помогает вам не попасть в ловушку типичных крупномасштабных программ по применению платформ: подобные программы длятся много лет, стоят огромных денег, требуют больших усилий, чтобы убедить сотрудников применять новые методы работы, но в итоге не помогают вам дифференцироваться и побеждать.

Ключ к получению вдвое большего эффекта за вдвое меньшие сроки не в том, чтобы главным образом сосредоточиться на технологиях, а в том, чтобы стать буквально одержимыми теми результатами, которые должна приносить технология. Может показаться, что дело всего лишь в формулировке, и, возможно, вы подумаете: «Само собой, мы заинтересованы в результате, а не в технологии как таковой». Но оцениваете ли вы эти результаты с позиций четких перспектив создания нужного ценностного предложения на рынке? Принесут ли они вашей компании ощутимый дополнительный полезный эффект и дифференциацию на рынке? В большинстве случаев ответ будет отрицательным.

Каким же образом выстроить такую технологическую стратегию, которая позволила бы создавать необходимые возможности и достигать результатов, делающих вашу компанию более конкурентоспособной? Рассмотрим, например, как испанская транснациональная компания по производству одежды Inditex использует технологии для получения уникальных результатов и для дифференцирования на рынке, отличающемся гиперконкуренцией.

Zara, торговая сеть компании Inditex, известна своей бизнес-моделью соответствия запросам покупателей здесь и сейчас: здесь всегда проверяют, чтобы в магазинах было нужное количество изделий нужного ассортимента, которые будут проданы в нужное время. Подобно конкурентам, компания Inditex инвестировала в систему управления цепями поставок предприятия и столкнулась с необходимостью еще больше инвестировать в технологии, чтобы не отставать от прогресса. Тем не менее, чтобы максимально повысить эффективность модели соответствия запросам покупателей, компания Inditex решила применить новый подход к старой технологии: теперь они встраивают в этикетку каждого товара, продаваемого сетью Zara, более дешевый, подлежащий переработке RFID-чип (чип радиочастотной идентификации). Этикетка с таким чипом позволяет в индивидуальном порядке отслеживать путь предметов одежды от логистической платформы до их конечной реализации. Это способствует внедрению на практике куда более «умной» системы.

Тем не менее, в Inditex полагаются не только на технологии. Информацию на RFID-чипе дополняют ценные наблюдения управляющих магазинов насчет того, почему те или иные товары плохо продавались в определенные дни, а также сведения от продавцов, которые после специального инструктажа узнают мнение покупателей о товарах, а полученный отклик передают дизайнерам. Такого рода сочетание технологизированного и нетехнологизированного сбора данных позволяет компании Inditex тесно интегрировать работу маркетинга, дизайна, отдела продаж, цепи поставок и розничных магазинов. Это дает возможность открывать модные тренды, создавать новые коллекции и предлагать покупателям желанную одежду гораздо быстрее конкурентов.

Отталкиваясь от этого опыта, накопленного Inditex и другими компаниями, мы сформулировали шесть важнейших задач, над решением которых стоит задуматься, чтобы достичь дифференцированных результатов ваших инвестиций в технологии.

1) Привязывайте технологии к ясным дифференцированным результатам для клиентов 

Спрашивайте себя: какую уникальную ценность создает ваша компания для клиентов и акционеров? Каковы те несколько составляющих, в которых нужно особенно преуспеть, чтобы обеспечить этот эффект? Как технология поможет отличиться в создании всех этих дифференцирующих возможностей? Можем ли мы четко сформулировать и измерить, как именно технология позволит нам дифференцироваться от наших конкурентов? Четкие ответы на эти вопросы помогут вам сделать приоритетом результаты и технологии, которые продвигают ваше уникальное ценностное предложение для клиентов, а не просто заниматься постепенной цифровизацией вашей повседневной работы.

2) Разумно распределяйте инвестиции между крупными технологическими решениями, небольшими решениями и решениями, не связанными с технологиями

Не для каждой проблемы нужно высокотехнологичное решение. Нередко оно требует сочетания больших технологических платформ с более простой автоматизацией и внедрением новых процессов, новых стратегий и изменениями в поведении. Это не значит, что нужно запустить цепь маленьких технических пилотных проектов и отложить фундаментальные инвестиции, которые могут потребоваться для долгосрочного результата. Необходимо иметь портфолио решений, гарантирующих более быстрый результат там, где это возможно, и финансирующих, а также поддерживающих инвестиции, требующие более значительной трансформации.

3) Будьте очень избирательны в вопросах того, где нужны инновации, а где — интеграция

Достижение потрясающих результатов для клиентов не всегда означает, что вы должны разрабатывать все решения у себя в компании или иметь свое собственное уникальное ноу-хау для ваших клиентов. Возможности для инноваций посредством экосистем быстро растут по мере того, как компании ежедневно приносят на рынок новые технологические решения. Не бойтесь интегрировать технологии, предложенные другими, в особенности те, которые предлагают ваши партнеры по экосистеме. Подгоняйте решения по индивидуальным параметрам и применяйте инновации только в тех случаях, когда это приводит к настоящей конкурентной дифференциации, — и в тех случаях, когда ваши клиенты готовы платить за дифференциацию. Если вы не можете дать четкий ответ на вопрос, готовы ли ваши клиенты компенсировать вам инвестиции в индивидуально разработанные программы, не инвестируйте.

4) Выстраивайте алгоритм работы так, чтобы достичь желаемого результата 

Достижение желаемого результата потребует гораздо большего, чем внедрение системы. Нужно многое поменять в ролях, процессах, стратегиях, способах работы, навыках, критериях, стимулах, поведении, информации и проч. Скорее всего, выяснится, что без междисциплинарной команды, следящей за тем, чтобы ваши технологические инвестиции достигли цели, вы не сможете добиться максимальных показателей. Мы называем такие команды «ориентированными на результат»: они подключают к работе нужных специалистов из разных отделов организации и задействуют необходимые компетенции, чтобы четко выполнялось все необходимое в создании ценности для потребителя. Нужно постепенно стремиться к тому, чтобы эти команды становились постоянными, а не просто формировались из сотрудников, работающих в условиях частичной занятости на время проекта. Это значительная трансформация алгоритма работы, необходимая, чтобы преодолеть традиционную разобщенность, которая часто препятствует достижению дифференцирующих результатов.

5) Меняйте отношение к технологиям среди сотрудников

Вовлечение людей, которые будут использовать новые технологии, и повышение их квалификации станут для вас одной из наиболее сложных задач, требующей немало времени, но это крайне важно. Важно, чтобы люди не только чувствовали себя комфортно, используя технологию (например, на обучении сотрудников эффективному использованию инструментов дистанционной работы); постарайтесь, чтобы новый способ работы их увлекал (к примеру, можно позаботиться о том, чтобы они чувствовали себя комфортно, управляя своими командами и мотивируя их удаленно). Работайте с людьми, чтобы менять их повседневную деятельность с помощью технологии, и по мере того, как вы это делаете, они познакомятся с системами, лежащими в основе этой деятельности. Показывайте сотрудникам, что их ожидает: как это обогатит их работу и позволит им увидеть связь между тем, что они делают, и целями организации.

6) Пересмотрите экономическое обоснование инвестиций в технологии

Как правило, экономическое обоснование строится на повышении эффективности — например, на том, как можно сэкономить на уменьшении численности сотрудников, если задания будут выполняться быстрее или с меньшим участием людей, или на снижении стоимости технологической стороны вопроса. Будьте более амбициозными. Как инвестиции повлияют на динамику успеха в приобретении и удержании клиентов? Как это улучшит ваше видение и поможет вам сформулировать более удачное ценностное предложение? Как это повлияет на ваш углеродный след? Если при анализе вашего бизнеса вы не задумываетесь о результатах, проект сам по себе, скорее всего, не будет достаточно трансформационным.

Когда вы в более широком спектре будете рассматривать преимущества, вам также нужно будет проследить, чтобы ваши команды несли ответственность за достижение соответствующих целей. Успех должен измеряться не тем, «запускается ли система в действие», а тем, меняет ли она что-то в результатах вашего взаимодействия с клиентами. Определить четкие меры, основанные на фактах, не так просто, но без них вы просто «держите кулаки» в надежде, что значительные технологические изменения повлекут за собой трансформацию.

Если вы должным образом проработаете шесть перечисленных направлений, прежде чем участвовать в каком-то большом технологическом проекте, то сможете инвестировать так, чтобы получить наиболее значительные результаты. Кроме того, вы повысите доходность данных инвестиций, а также свяжете технологии непосредственно с вашим дифференцированным будущим.