Сохраняя энергию стартапа: как Amazon изменил процесс внедрения инноваций | Большие Идеи

・ Управление инновациями

Сохраняя энергию стартапа: как Amazon изменил процесс
внедрения инноваций

Почему Джефф Безос запретил в Amazon PowerPoint и при чем тут научная фантастика? О том, как бизнесмен кардинально изменил процесс обсуждения новых идей в компании, рассуждает автор книги «Сохраняя энергию стартапа» Алекс Кантровиц

Автор: Алекс Кантровиц

Сохраняя энергию стартапа: как Amazon изменил процесс внедрения инноваций
Джефф Безос / Фото: F1

читайте также

Какая преданность лучше?

Елена Евграфова

«Многие считают, что фермерство — это авантюра»

Юлия Фуколова

«Чем меньше учишься, тем лучше»

Ласло Бок

Самый успешный провал Google

Блэр Левин,  Ларри Даунс

Большинство компаний, определившись со своими преимуществами, зацикливаются на их совершенствовании, но забывают при этом, что их взгляд обращен в прошлое, а не в будущее. Amazon и другие технологические гиганты (такие, как Google и Microsoft) всегда работают так, будто каждый день — первый: эти лидеры рынка тратят свое время на переосмысление своих продуктов, а не на то, чтобы бесконечно их улучшать, утверждает технологический журналист и основатель консалтинговой компании Tandem Алекс Кантровиц.

Он провел более 130 интервью с сотрудниками ведущих IT-компаний и на их основе написал «Сохраняя энергию стартапа: как техногиганты ежедневно изобретают будущее и остаются на вершине». Книга издана Альпина ПРО в рамках проекта СберУниверситета «Библиотека Сбера». «Большие идеи» публикуют отрывок из нее.

Amazon поощряет научную фантастику

9 июня 2004 года в 6:02 вечера Джефф Безос издал приказ, запрещающий пользоваться в компании программой PowerPoint. Не особый любитель деликатности, он сообщил новость прямо в теме письма: «Отныне никаких презентаций в формате PowerPoint» — так и написал он своей команде руководителей высшего звена 9. Разумеется, Безос понимал, что PowerPoint — это прекрасный инструмент для стимулирования продаж, позволяющий посредственным идеям выглядеть блестяще за счет «модных шаблончиков» и привлекающей внимание маркировки. Но именно поэтому для настоящего изобретательства он крайне вреден, ведь он дает людям возможность легко приукрашивать идеи, а это часто приводит к неправильным или незавершенным концепциям, даже если во время презентации казалось, что все обстоит замечательно.

Безос предложил альтернативу: письменные заметки. Он захотел, чтобы сотрудники Amazon вместо слайд-шоу записывали идеи относительно новых продуктов и услуг в документы, составленные из параграфов и законченных фраз, причем маркированные списки в них не допускались. С использованием подобных заметок любые вопросы можно рассматривать всесторонне, и это позволило бы легко обнаружить пробелы в ходе рассуждений. Кроме того, они позволяют воображению сотрудников «разгуляться» в процессе их написания. «Нарративная структура хорошей заметки заставляет более тщательно все продумывать и лучше понимать, какие вещи самые важные и как все взаимосвязано», — писал Безос в том письме.

Хорошее дело — иметь принципы лидерства. В Amazon не упускают возможностей в очередной раз проговорить ценности компании. Тем не менее, без системы, позволяющей сотрудникам воплощать эти ценности в жизнь, все это немногого стоит. Вот почему в тот момент, когда Безос закончил писать письмо и нажал «отправить», он заложил еще один кирпич в фундамент системы изобретательства своей корпорации.

Сегодня все новые проекты в Amazon начинаются с этих заметок. Нацеленные в будущее, заметки в точности описывают, как будет выглядеть потенциальный продукт еще до того, как кто-либо начнет над ним работу. Сотрудники Amazon называют это «работой в обратном направлении». Сначала они полностью представляют себе нововведение и затем ведут «обратный отсчет» от этой финальной точки. Объем заметки имеет ограничение в шесть страниц, пишутся они обычно через одинарный междустрочный интервал одиннадцатым кеглем шрифта Calibri, с полями шириной в полдюйма и без картинок; в них должно быть детализировано все, что другие должны знать о вновь предложенном продукте или услуге.

Когда я был с визитом в Сиэтле, мне довелось посмотреть на один из этих «шестистраничников». Доступ к ним предоставил мне один бывший сотрудник Amazon, пожелавший, конечно, остаться неизвестным, поскольку подразумевалось, что он должен был давно уничтожить эти записи. Описание было исчерпывающим и содержало обзор предлагаемой новой услуги; кроме того, оно разъясняло, что именно ее внедрение будет значить для клиентов и чем она обернется для поставщиков Amazon, включало в себя финансовый план, международный план, расценки, график работ, прогнозы доходности и показатели успеха 10. Еще один бывший сотрудник Amazon как-то заметил в разговоре со мной, что писать эти материалы — все равно, что писать научную фантастику. «Это история о чем-то, чего не существует». Собственно говоря, фантастика тоже проникает на эти страницы: некоторые документы такого рода содержат в себе фальшивые пресс-релизы, объявляющие об очередной инновации Amazon всему миру: они даже идут в комплекте с фальшивыми цитатами от руководителей, радостно приветствующих появление нового продукта.

Когда «шестистраничник» готов к проверке, сотрудники Amazon просят о встрече со старшими руководителями, которые могут помочь претворить эту научную фантастику в жизнь, и то, как это происходит, ошеломляет своей необычностью. Без пылких речей на фоне презентации и тому подобных украшательств собрания в Amazon протекают буквально в звенящей тишине. От 15 минут до целого часа все в комнате молча читают текст очередного «шестистраничника», делают в нем отметки и готовятся задавать вопросы. Для автора это самое мучительное время — ему остается лишь молча наблюдать, как топ-менеджеры Amazon, а зачастую и сам Безос, разбирают его идеи, даже не поднимая головы. «У меня нет и получаса на общение с Джеффом, скажем, раз в неделю или раз в месяц, — рассказывала мне Сэнди Лин, бывший старший менеджер компании. — У меня есть лишь попытка донести до него свои идеи».

«Вы вкладываете в это месяцы работы, — объясняет Нил Акерман, еще один бывший главный менеджер Amazon, написавший множество “шестистраничников”: в качестве доказательства он может предъявить восемь патентов. — В начале собрания вы садитесь, раздаете всем листы бумаги, скрепленные степлером, и маркеры или карандаши — нет смысла загодя высылать текст электронной почтой, потому что все равно заранее никто не будет ничего читать. А потом практически целый час они все молчат и читают».

После времени, отведенного на прочтение, старший по должности человек в комнате объявляет этап вопросов, и в этот момент от людей, сидящих вокруг стола, пощады не жди. «Потом начинается: вопрос-ответ, вопрос-ответ, — продолжает Акерман. — Вас просто засыпают вопросами, и это продолжается еще около часа. Но уж если вы получите одобрение, то все — проект ваш». Автору одобренного «шестистраничника» Amazon предоставляет бюджет для начального набора команды и разработки того изобретения, которое тот исходно описал. Поставить во главе проекта, воплощающего идею в жизнь, именно того человека, который создал «шестистраничник», является принципиальным моментом в изобретательской философии Amazon: об этом много рассказывал мне Мика Болдуин, еще один бывший сотрудник Amazon, прошедший через все эти испытания.

«У любого изобретения есть две стороны, — говорил он. — Есть мышление, и есть исполнение. И большинство исполнителей не думают. А большинство мыслителей не умеют исполнять. И самое замечательное — объединить оба навыка в процессе создания продукта: нас заставляют делать и то, и другое. Я должен продумать всю идею от начала до конца: кому это интересно, кому это нужно, кто будет клиентом, вот это все — и я должен быть в состоянии изложить ее в формате повествования, чтобы если я дам идею вам в чистом виде и вы никогда подобного не видели, то вы могли бы составить собственное мнение, поддержать или нет. А потом, когда все будет готово, я буду отвечать за исполнение. Я пишу это не просто так, чтобы поразмышлять на досуге. Я вынужден думать, и я вынужден делать. Взятые вместе, эти две вещи стимулируют инновации как ничто другое».

«Шестистраничники» демократизируют изобретательство в Amazon, ведь такой рассказ о новом продукте может написать любой сотрудник компании, и если быть достаточно упорным, то старший руководитель его рассмотрит. «Я читаю множество “шестистраничников”, которые поступают из других подразделений компании, где я не являюсь начальником, — замечает в нашем разговоре Уилки. — Я читаю предложения от людей, которые в традиционной организационной иерархии находятся на несколько ступеней ниже. Они поступают откуда угодно».

Очень подробная детализация в этих шестистраничных заметках позволяет Безосу и его заместителям с легкостью разобраться в проекте, одобрить его, отклонить или отправить обратно для дальнейшей доработки. С помощью этой системы сами сотрудники Amazon ведут компанию к успеху; они постоянно совершенствуют, оптимизируют и изобретают с помощью своей «научной фантастики», а Безос выступает в роли координатора. Может показаться немного странным описывать корпоративную культуру как культуру изобретательства. Это можно даже счесть явной натяжкой. Ведь обычно сотрудники направляют энергию на поддержание работы компании, а не на создание фантастических произведений литературы. Ведь сотрудникам Amazon нужно поддерживать отношения с поставщиками, управлять складами и товарами. Как они могут при всем этом сосредоточиться на изобретательстве? Вот тут-то и приходят на помощь роботы.