Слезы на работе: так ли это плохо? | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Слезы на работе: так ли
это плохо?

Как слезы могут помочь сотрудникам понять друг друга

Автор: Женева Паттерсон

Слезы на работе: так ли это плохо?
MAKIENI/GETTY IMAGES

читайте также

Заменят ли роботы маркетологов?

Майкл Чуи,  Манийка Джеймс,  Мехди Миремади

Как убеждать начальников

Детерт Джеймс,  Сьюзен Эшфорд

Перестаньте бояться! Действуйте!

Розабет Мосс Кантер

Кому доверить глобальный бизнес

Бект Барт

Я плакала и не могла остановиться. Месяцы работы допоздна, ответственные командировки — и мой профессиональный образ дал трещину. Я пыталась провести презентацию своего квартального отчета, а коллеги ерзали на стульях, протягивали мне салфетки или просто смотрели. Мой начальник резко свернул совещание. Коллеги торопливо вышли из переговорной. Я осталась одна со скомканными бумажными платочками в руках.

Когда женщина плачет на рабочем месте, это часто воспринимается как верный шаг к гибели: «Перестань плакать! Вдруг кто-нибудь заметит» или «Скорее беги в туалет!».

Это лишь два примера советов из всех тех, что я слышала за свою карьеру. И не только я. Мои приятельницы и коллеги рассказывали, что их тоже просили прекратить разводить слезы. Привычный сценарий для женщины, которая заплакала на работе: убежать в туалет, вытереть слезы туалетной бумагой, высморкаться, глубоко вдохнуть и, гордо подняв голову, вернуться в переговорную, на банкет, в конференц-зал или холл. Сделать вид, что просто нужно было отлучиться.

Если не удалось вовремя скрыться, мы сгораем от стыда и начинаем оправдываться: «Прошу прощения», «Не беспокойтесь. Такого больше не повторится», «Вы правы, это так непрофессионально».

Большинство женщин, с которыми я беседовала в ходе работы над статьей, признались, что расплакаться на виду у коллег, особенно мужчин и начальства, — это одна из самых унизительных ситуаций на работе.

Но времена меняются, как и корпоративная культура. Перестанут ли слезы быть предметом позора, если лидеры станут воспринимать их как нечто естественное?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно больше узнать о биологической природе плача и основных различиях между полами. Люди плачут по разным причинам. Том Лутц в книге Crying: A Natural and Cultural History of Tears объясняет: рефлекторные слезы помогают избавиться от раздражителей, базальные защищают роговицу от пересыхания, а эмоциональные выделяются при сильных позитивных и негативных переживаниях. По сведениям Немецкого офтальмологического общества, женщины в среднем плачут под действием эмоций от 30 до 64 раз в год, а мужчины — от 6 до 17 раз. В каждом отдельном случае мужчины плачут от двух до четырех минут, женщины — около шести минут. Плач переходит в рыдание в 65% случаев у женщин, и лишь в 6% у мужчин.

Неудивительно, что женщины на работе плачут чаще мужчин. В большинстве корпоративных культур, созданных мужчинами и возглавляемых мужчинами, противятся этим данным. Эксперт по гендерным вопросам на рабочем месте Сильвия Энн Хьюлетт пишет: «Слезы <...> это только одна из целого ряда непростительных ошибок в коммуникации, которые в один момент могут уничтожить ваш авторитет руководителя». На восстановление авторитета могут уйти годы, а может, придется даже перейти на другую должность. Кэтрин, директор по продажам в компании, торгующей бытовой техникой, заплакала, объявляя своей команде о сокращении годовой прибыли вдвое. На следующий день Дэвид, вице-президент по глобальным продажам, высказал свое мнение в письме: «Соберись, Кэтрин. Слезы на работе неуместны».

С другой стороны, слезы обычно не подрывают авторитет мужчины-руководителя. Напротив, они даже приносят пользу. Когда Дэниэл, старший вице-президент по финансам в международной сети супермаркетов, со слезами на глазах сообщил своей команде, что уходит в долгосрочный отпуск, чтобы «восстановить баланс в жизни после многих месяцев напряженной работы», его поздравили, похвалили за смелость и устроили прощальную вечеринку. Почему к Кэтрин отнеслись с презрением, а к Дэниэлу с одобрением?

Корпоративная культура, как правило, создается, внедряется и укрепляется лидерами. Наиболее эффективны те из них, кто показывает уязвимость и признает свои ошибки. Если лидер хочет создать инклюзивную культуру, то, помимо прочего, он должен содействовать продвижению женщин на высокие руководящие должности. А поскольку плакать для женщин естественно, нужно также стараться привить сотрудникам иное отношение к слезам. Независимо от пола лидер должен понять, как убедить коллектив в том, что слезы — еще один нормальный способ выражения эмоций. Его сообщение должно заключаться в следующем: если кто-то плачет, доверие к нему не пропадет и сомнений в его компетентности не возникнет. Напротив, люди увидят искренность и стремление создать еще более инклюзивную культуру на рабочем месте.

Советы тем, кто плачет на работе

Не стесняйтесь своих слез. Тогда окружающих они тоже не смутят. Глубоко вдохните. Скажите что-нибудь вроде: «Как вы видите, я сильно переживаю, потому что я очень ценю нашу работу».

Посмейтесь. Нет ничего лучше, чем посмеяться вместе, чтобы разрядить обстановку. Если получилось рассмеяться сквозь слезы, скажите: «Для меня это действительно много значит».

Если ваш плач усиливается, извинитесь и выйдите из кабинета. Вернувшись обратно (или на следующей встрече), вернитесь к этой теме и ясно все разъясните, следуя первым двум пунктам.

Советы руководителям, чьи подчиненные плачут

Покажите, что считаете слезы естественным спонтанным процессом. Тогда и другие будут воспринимать плач как нормальное поведение. Можете сказать, например: «Многие из нас тоже переживают из-за этого. И я тоже еле держусь!»

Поделитесь с коллегами историей о том, когда вам тоже приходилось плакать на работе. Так вы покажете, что ранимость — это нормально, и усилите доверие и ощущение безопасности. Кроме того, все будут заранее знать, что могут позволить себе слезы в будущем (и не обязательно ждать, пока вы заплачете).

В моем случае, я превратила свои слезы в прекрасную возможность испытать способность моей команды к состраданию. На следующем совещании я посвятила минуту этой теме. Я сказала: «Вы, наверное, заметили, что я плачу, когда испытываю сильные эмоции. Я плачу, когда сильно нервничаю, из-за конфликтов, от радости». Я рассказала о том, как по-разному воспринимаются мужские и женские слезы. Потом я улыбнулась, а коллеги улыбнулись мне в ответ. Я добавила: «В следующий раз не нужно выходить, если я заплачу. И если вам тоже хочется поплакать, не стесняйтесь ко мне присоединиться».

Об авторе. Женева Паттерсон — старший преподаватель в Центре креативного лидерства в Брюсселе.