читайте также
Говорят, что в результате эпидемии COVID-19 мы все попали в один и тот же шторм, но плывем на разных лодках. Пандемия на одних сказалась сильнее, чем на других в физическом, экономическом и психологическом смысле. Некоторые из нас живут в менее благополучных районах, на которые пришлось больше смертей и опустошения. Некоторые работают в жизненно важных сферах и испытывают физический риск и эмоциональное истощение. Кто-то работает в сфере услуг и был вынужден отправиться в неоплачиваемый отпуск, кто-то борется за экономическое выживание. Есть еще руководители высшего звена, неожиданно потерявшие уверенность в завтрашнем дне. А у кого-то в результате пандемии жизнь изменилась незначительно.
Независимо от того, оказались мы на плоту или на яхте, нас объединяет потребность в общении с другими людьми. Правительство, организации, где мы работаем, и окружающие нас люди могут обеспечить некоторую поддержку, но пробелы в институциональной и корпоративной системе социальной защиты слишком многочисленны, и в неспокойные времена мы можем полностью лишиться ориентиров, например, после потери работы. Во время кризиса эти пробелы заполняют наши личные связи — друзья, родственники, коллеги и знакомые, — защищая нас от финансового и эмоционального упадка.
Исследование, проведенное нами до начала пандемии, было посвящено изучению того, как в зависимости от высокого или низкого социоэкономического статуса люди активизируют свои связи, столкнувшись с угрозой потери работы (по сравнению с ситуациями большей стабильности на рынке труда). Если говорить более конкретно, с помощью анализа масштабных данных опроса и эксперимента мы изучили, как в результате ситуации угрозы люди, находящиеся в различной экономической ситуации, восстанавливали в памяти сеть друзей, родственников и знакомых. Опираясь на полученные данные, мы хотим рассмотреть уникальную проблему, с которой столкнулись во время нынешнего кризиса, которая позволит ответить на вопрос, как получить поддержку и укрепить социальные связи, особенно с учетом препятствий, связанных с социальным дистанцированием.
Давайте рассмотрим две реакции на потерю работы во время пандемии COVID-19. Брианна Дэвис недавно окончила Университет штата Аризона и занималась созданием контента в компании, специализирующейся на маркетинге в области технологий, Student Beans. Брианну неожиданно уволили, но она тут же сообщила об этом своей сети в LinkedIn и получила эмоциональную поддержку и несколько контактов в своей отрасли. Мы называем такую реакцию «расширением» сети за пределы ближайшего окружения.
А Тара Бернс работала поваром в одном из ресторанов Кливленда, закрывшемся в связи с пандемией. Она отреагировала на потерю работы, обратившись к своему ближайшему окружению. Менеджеры, которых она называет своей «второй семьей», позволили ей взять из ресторана скоропортящиеся продукты и помогли обратиться за пособием по безработице. Друзья предложили финансовую помощь. А владелец снимаемого ею жилья проявил понимание. Мы называем этот метод «просеиванием» или использованием более тесных связей.
С помощью исследования мы хотели изучить, почему люди просеивают или расширяют знакомства во время кризиса, и влияет ли на это социоэкономический статус. Сначала мы проанализировали данные Общего социального исследования (большой, репрезентативной выборки американцев). Мы обнаружили, что когда люди сталкивались с угрозой увольнения, обладатели более низкого социоэкономического статуса, как правило, просеивали свои связи (сообщали о более тесных и ограниченных сетях знакомств), в то время как люди с более высоким статусом расширяли их (сообщали о более крупных, менее ограниченных знакомствах). Мы подтвердили эти тенденции с помощью эксперимента. Обе группы заявили, что потеря работы в равной степени пугает их, но в качестве реакции они обращались к разным подгруппам своих знакомых.
Почему их отличающаяся реакция имеет значение? Во времена кризиса мы все нуждаемся в утешении со стороны ближайших знакомых. Но когда люди, обладающие более высоким социоэкономическим статусом вроде Брианны, расширяют контакты с помощью новой информации и возможностей, они, как подсказывает исследование силы слабых связей Марка Грановеттера, занимают позицию, позволяющую отбиться от угроз.
Почему люди с более высоким социоэкономическим статусом чаще расширяют связи перед лицом кризиса? Наше последующее исследование показало, что люди, которые чувствуют, что контролируют происходящее вокруг — как обладатели высокого статуса, — могут легко выходить за рамки социальной зоны комфорта и обращаться к людям, которые с большей долей вероятности проигнорируют их или откажут в помощи, чем близкие друзья или родственники. Самые бедные слои населения в своих расчетах также опираются на полученный опыт. Исследование профессора Калифорнийского университета в Беркли Сандры Сьюзан Смит показывает, что бедным афроамериканцам не удается воспользоваться помощью контактов с более высоким статусом, которые не хотят рисковать собственной репутацией, рекомендуя потенциально ненадежных кандидатов. У бедного человека тоже могут быть связи, но люди не хотят ассоциироваться с ним.
Во время кризиса все мы столкнулись с явными проблемами, но каждого из нас удерживают на плаву отношения с людьми. В какой бы ситуации мы не оказались в трудное время, стоит рассмотреть следующие четыре способа развития своей сети поддержки.
Укрепите свои самые сильные связи
Сегодня социальное дистанцирование ограничивает наши возможности предлагать или получать поддержку даже от самых близких людей. Мы празднуем дни рождения, свадьбы, рождение детей и другие важные события в видеочатах, что вынуждает людей придумывать творческие способы поддерживать связи на расстоянии. Несмотря на эти препятствия, кризис предлагает уникальную возможность еще больше укрепить самые сильные связи. Работа Адама Гранта на тему готовности помочь — и особенно его идея о том, что люди, помогающие другим, с большей вероятностью извлекут из этого пользу в долгосрочной перспективе — приобретает особенное значение в этот момент. Приведем пример. У мужа нашей подруги рак, однако она покупает продукты для своих 90-летних соседей. Мы слышали множество историй такой бескорыстной щедрости. Во времена нужды щедрость укрепляет наши сильные связи, сея семена взаимности на всю жизнь.
Расширяйте связи
Возможности расширять связи также сократились. Студенты заканчивают учебу в период застоя на рынке труда и сталкиваются с нехваткой вакансий. Они стремятся расширить охват, но не могут активно использовать связи для поиска работы, когда компании заняты решением других проблем. Люди не могут посещать конференции и собираться в публичных местах, поэтому их связи не развиваются. Аналогично бедный горожанин зависит от «одноразовых связей», слабо связанных с ним помощников, которые быстро приходят и уходят из его жизни, помогая справиться с повседневными проблемами бедности.
Даже в нормальные времена нетворкинг кажется некомфортным общением с людьми ради выгоды, а не их самих. Просить об одолжении во время мирового кризиса и вовсе эгоизм. Но кризис также дает возможность расширить цепочку взаимности тем, кто находится в более выгодном положении: можно давать, а не просить. Отец одного из авторов этой статьи (80-летний вышедший на пенсию врач с заболеванием сердца) хотел снова выйти на работу, чтобы помогать перегруженным врачам. Плохая идея, но его желание помочь в итоге нашло выход в добровольном консультировании измотанных работников здравоохранения, что позволило ему познакомиться со множеством людей, которых он иначе никогда не узнал бы.
Сначала просеивайте, затем расширяйте
Не все из нас могут так же, как Брианна, написать в LinkedIn всего через несколько минут после того, как получат уведомление об увольнении. В такие моменты любой может потерять уверенность в себе, но чувство стыда и уязвимости может быть особенно глубоким для людей с более низким статусом. В другом нашем исследовании мы выявили стратегию, позволяющую справиться с естественной скованностью и обратиться за помощью в ситуации угрозы: сначала просеивайте, затем расширяйте свои связи. Опираясь на исследование профессора психологии Клода Стила, мы попросили людей сначала самоутвердиться. Один из методов — просто подумать о близких друзьях и родственниках, поддерживающих нас. После того как мы напомнили людям о самоутверждении, оказалось, что они с большей готовностью обращаются к источникам угрожающей информации и расширяют свои связи. Они не дают угрожающей ситуации вымотать себя, а напоминают себе, что у них имеются психологические и социальные ресурсы, чтобы прийти в норму — поэтому они могут смело обратиться за помощью.
Оживите старые отношения
Вместо того чтобы заводить полностью новые контакты с помощью холодного обзвона и других тактик, кризис предлагает уникальную возможность восстановить «дремлющие связи». То есть нужно вспомнить забытых знакомых, например, бывшего начальника, с которым вы потеряли связь, или одноклассника, которого время от времени вы видите в социальных сетях. В обычной ситуации, возможно, вам будет неудобно вдруг написать им, но кризис дает прекрасный повод (спросить, как дела, просто из дружеских чувств), позволяя расширить свою группу поддержки с помощью сильных связей из прошлого.
В какой бы лодке мы ни находились во время шторма, из-за отсутствия физического взаимодействия с другими мы уязвимы с точки зрения психического здоровья и расстройства экономики. Хотя вакцина от болезни еще только разрабатывается, мы можем привить себя от других угроз, укрепляя отношения, пусть даже на расстоянии.
Об авторах
Таня Менон (Tanya Menon) — доцент кафедры управления и человеческих ресурсов в Колледже бизнеса им. Фишера Университета штата Огайо, соавтор книги «Stop Spending, Start Managing: Strategies to Transform Wasteful Habits» (Harvard Business Review Press, 2016).
Ли Томпсон (Leigh Thompson) — заслуженный профессор в области разрешения споров и организаций в Школе управления им. Келлога Северо-Западного университета. Среди ее книг — «Negotiating the Sweet Spot: The Art of Leaving Nothing on the Table», «Creative Conspiracy: The New Rules of Breakthrough Collaboration», «Making the Team», «The Mind and Heart of the Negotiator», «The Truth about Negotiations» и «Stop Spending, Start Managing».
Эдвард «Нед» Смит (Edward «Ned» Smith) — доцент кафедры управления и организаций в Школе управления им. Келлога Северо-Западного университета. Его исследования посвящены тому, как люди и организации используют (и иногда растрачивают) ресурсы, доступные им в своих социальных сетях.