«Я разговариваю с черной дырой»: что не так с онлайн-презентациями? | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Я разговариваю с черной дырой»: что не так
с онлайн-презентациями?

Три способа установить контакт с аудиторией в виртуальной среде

Автор: Сара Гершман

«Я разговариваю с черной дырой»: что не так с онлайн-презентациями?
Andy Ryan/Getty Images

читайте также

Приемы продуманного завершения собрания

Пол Аксель

Венчурному капиталисту

«Ищите любую возможность сказать людям “спасибо”»

Дэвид Новак

Венчурному капиталисту

Недавно я работала с CEO, которая рассказала мне о том, как она ненавидит онлайн-презентации. «Мне нравилось выступать перед аудиторией, нравилось работать на нее. А сейчас у меня такое чувство, что я разговариваю с черной дырой», — объясняет она.

Что же нас так раздражает в онлайн-презентациях? Удивительно, но один из ответов на этот вопрос вы можете получить, открыв окно и послушав пение птиц. Птицы общаются друг с другом в целях выживания, передавая сигналы опасности или пытаясь привлечь пару. А теперь представьте, что чувствует певчая птица, когда поет и не получает ответа. Примерно так мы себя чувствуем, когда рассказываем о чем-нибудь в Zoom, — как птица, поющая в пустоту.

В «докоронавирусную» эпоху презентации проводились перед живой аудиторией, на обратную связь которой мы могли полагаться и знать, что наше послание доставлено. В онлайн-презентациях нам не хватает обратной связи от слушателей. Мы лишены возможности считывать невербальные сигналы. Зачастую мы даже не видим, как люди кивают головой (или клюют носами от скуки); крайне затруднительно установить зрительный контакт. Поэтому нам кажется, что никто не слушает. Хуже того, по этой причине мы начинаем говорить так, словно нас действительно никто не слушает. Наш голос звучит менее вовлеченно. Мы говорим более монотонно. Мы бубним себе под нос и не заканчиваем мысль. Это лишь усугубляет проблему, не только усиливая нашу тревогу, но и снижая качество презентации. В конце концов, чем менее мы вовлечены в процесс, тем сложнее аудитории нас слушать.

Как решить эту проблему? Как перестать переживать о том, что нас никто не слушает во время онлайн-презентаций? Как помочь аудитории почувствовать наше присутствие и услышать нашу мысль?

Решением этой проблемы может быть симуляция действий «запрос-отклик», как это происходит во время традиционной презентации. Спикеру, говорящему онлайн, стоит четко и подробно выразить свой запрос и получить отклик — как это делают птицы.

К счастью, современные цифровые платформы позволяют это сделать. Несмотря на то, что онлайн-презентация никогда не сравнится с личным взаимодействием, вполне возможно воссоздать осмысленный взаимный обмен сообщениями, который поможет почувствовать связь с аудиторией и снизить уровень тревожности.

Предлагаю три способа для получения отклика от аудитории и установления связи с ней во время онлайн-презентаций.

Используйте чат, особенно в начале презентации. Начало — самая сложная часть, когда кажется, что никто вас не слушает. Фразы вроде «Ой… Всё ли работает?» или «Всем меня слышно?» — это плохой старт, лишь увеличивающий дистанцию между вами и слушателями. Начните свою презентацию с чего-то вовлекающего. Чат — прекрасный способ получить немедленную обратную связь. Вы можете начать свое выступление с тематического опроса и попросить всех написать ответ. К примеру, попросите участников поделиться своими ожиданиями о том, что они хотят получить в итоге презентации. Чат особенно полезен интровертам, которые не всегда готовы говорить вслух. Обязательно зачитайте некоторые ответы (по возможности вместе с именами отправителей). После такого вовлечения вы почувствуете, что аудитория вас слышит, а значит, будете более уверены в ходе презентации.

Даже если аудитория не отвечает вам, продолжайте с ней разговаривать. Спикеры часто нервничают во время вебинаров, когда отклик от аудитории чрезвычайно мал. Один из способов получить обратную связь — это риторические вопросы. Например, представляя новую идею или мысль, вы можете сказать: «Готовы попробовать что-то новое?» Или, если вы хотите обратить внимание слушателей на какую-либо мысль, спросите: «Заметили ли вы эти скачки на графике?» Риторические вопросы открывают новые циклы в нейронных связях, которые необходимо замкнуть, ответив на эти вопросы. Это поддерживает активность и вовлеченность аудитории, даже если она не имеет возможности ответить. Задавайте вопросы, и вы почувствуете себя так, словно ведете беседу со слушателями, что также снизит уровень вашего беспокойства.

Проявляйте эмпатию. Одна из причин, по которой мы так переживаем во время онлайн-презентаций, кроется в сложности установления эмоциональной связи с аудиторией. Если за пару минут до презентации попробовать поставить себя на место слушателя, можно почувствовать более крепкую эмоциональную связь с ним. Помните, что слушать онлайн-презентацию — это сложное, выматывающее занятие. Как вы можете облегчить долю слушателя? Проявляя эмпатию к нему, вы смещаете фокус с себя (и того, что о вас думают другие) — это снижает вашу тревожность во время выступления. Эмпатия также поможет вам создать полезную и релевантную для потребностей аудитории презентацию.

Онлайн-презентации всегда вызывают неловкость. Недостаток обратной связи от слушателей, невозможность «считывать атмосферу», отсутствие зрительного контакта заставляет вас нервничать. Если воссоздать ситуацию беседы во время презентации (даже в ходе вебинара), это поможет вам почувствовать связь с аудиторией, сократить дистанцию между вами и повысить уровень вовлеченности слушателей. Очень легко забыть о том, что вас кто-то слушает, когда слушателей не видно. А ведь они действительно слушают и очень нуждаются в вашем внимании.

Об авторе

Сара Гершман (Sarah Gershman) — президент коммуникационного агентства Green Room Speakers, профессор Школы бизнеса Джорджтаунского университета; преподает технику публичных выступлений.