Научитесь шутить на работе | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Научитесь шутить
на работе

Зачем вам использовать юмор в рабочих целях и как правильно это делать

Авторы: Дженнифер Аакер , Наоми Багдонас

Научитесь шутить на работе
Hill Street Studios/Getty Images

читайте также

«Кроме денег ей от меня ничего не нужно»: что не так с детьми богатых россиян

Марина Мелия

Почему стоит нанимать сотрудников старше 50

Алена Владимирская

Что не так с лояльностью ваших сотрудников

Алексей Клочков

«Каждый человек будет ощущать мой взгляд на себе»

Анастасия Миткевич

Работа чаще всего не самое веселое занятие. Решаем ли мы масштабные проблемы или стремимся увеличить прибыль, нам в основном не до шуток. Однако именно веселье и непринужденность помогают нам добиваться серьезных целей.

Согласно исследованиям, сотрудники считают руководителей с чувством юмора более вдохновляющими и достойными восхищения — их оценки оказываются на 27% выше, чем у их более замкнутых коллег. У подчиненных таких руководителей на 15% выше показатели вовлеченности в работу, а их команды более чем в два раза чаще творчески подходят к решению задач — все эти факторы часто выражаются в росте производительности. Также исследования говорят о том, что даже такая простая вещь, как веселая приписка в конце коммерческого предложения — например, «Финальное предложение — Х и домашняя лягушка сверху» — может повысить конверсию на 18%. Даже примитивная шутка может принести вам вполне реальные деньги.

Так почему юмор работает? Отчасти это связано с тем, что разделенная с кем-то шутка усиливает чувство близости и доверия друг к другу. Например, если перед выполнением задания, в котором требовалось рассказать о себе незнакомому человеку, участники пять минут вместе над чем-нибудь смеялись, они были на 30% более откровенны друг с другом, чем те, кто сразу приступал к беседе. Даже воспоминания о совместном веселье повышают уровень удовлетворенности отношениями в паре на 23%. Согласно исследованию Gallup, одним из основных факторов, влияющих на производительность сотрудников, является наличие на работе близкого друга — человека, с которым вы можете вместе посмеяться.

Во многом сила юмора объясняется химией. Когда мы смеемся, снижается уровень кортизола (что успокаивает и снимает стресс) и выделяется больше эндорфинов (в результате чего мы чувствуем нечто вроде «эйфории бегуна») и окситоцина (который часто называют «гормоном любви»). Смеяться — все равно что медитировать, заниматься спортом и сексом одновременно. К тому же с одобрения HR-отдела.

Так как же нам привнести больше юмора в работу?

Во-первых, поймите, что все мы обладаем уникальным чувством юмора и в нашей власти как отточить его, так и научиться более эффективно им пользоваться. Многие из нас считают, что если они не прирожденные шутники и стендап-комики, то нечего и пытаться рассмешить коллег. Мы боимся неудачно или плоско пошутить. Однако помните, что, согласно исследованиям, люди ценят любое проявление веселья и непринужденности, если оно никого не задевает и не оскорбляет. А этой границы придерживаться несложно.

Следующий шаг — понять, какой тип юмора присущ вам и окружающим. Все люди делятся на четыре типа:

  • Стендапер — смелый, дерзкий, ради хорошей шутки может задеть за живое (пример: Ванда Сайкс)

  • Милашка — серьезный, сдержанный, шутит, чтобы поднять другому настроение (пример: Джеймс Корден)

  • Снайпер — резкий, саркастичный, остроумный, мастер неожиданности (пример: Мишель Вульф)

  • Магнит — экспрессивный, харизматичный, сам любит посмеяться (пример: Джимми Фэллон)

Если вы не знаете, к какому типу принадлежите вы сами или ваши коллеги, пройдите наш тест здесь. Чем лучше вы будете разбираться в юморе, тем проще вам будет считывать обстановку и угадывать идеальное время для шутки.

Также вы научитесь минимизировать риск. Например, милашкам и магнитам стоит быть острожнее с шутками, подразумевающими самоуничижение, ведь так они могут навредить своей репутации, а стендаперам и снайперам важно следить за тем, чтобы их шутки никого не оскорбили и не оттолкнули. Никогда не высмеивайте других и не выходите за пределы допустимого в рабочем контексте.

Затем освойте несколько простых юмористических приемов. Начните свою речь с чего-то привычного и затем резко сместите фокус на что-то необычное. Например, найдя что-то даже отдаленно забавным — скажем, тот факт, что вы понятия не имеете, во что на самом деле одеты люди, участвующие в совещаниях по видеосвязи — воспользуйтесь техникой под названием «правило трех» и создайте короткий список из трех пунктов, последний из которых будет крайне неожиданным. Вы можете сказать нечто вроде: «Я так скучаю по офису: по тому, как мы болтали в комнате отдыха, как я оставлял коллегам ободряющие записочки на столах и носил что-то кроме пижамных штанов».

Поиграйте с привычными средствами коммуникации — например, измените текст автоматического ответа на входящие письма во время отсутствия в офисе или стандартную подпись в конце письма — это поможет быстро и безопасно обогатить юмором рабочую среду. Приведем несколько понравившихся нам примеров: «Я за границей с самым нестабильным Wi-Fi, который вы только можете себе представить… Я отвечу на ваше сообщение 10 июля, когда приеду в Нью-Йорк, где данные текут как подземный ручей», «С уважением, ваш покорный и неусыпающий от кофеина...» или — после неожиданного появления в кадре домашнего любимца во время группового звонка в Zoom — «Все еще желающий знать, кто спустил с цепи собак» (отсылка к известной песне Baha Men «Who let the dogs out» — прим. ред.) (Причем последний пример — и это тоже хороший прием — получает дополнительные очки за использование отсылки к забавному инциденту в прошлом, над которым все могут посмеяться.)

Готовы пойти чуть дальше? Позвольте себе немного остроумия в общении с потенциальными клиентами и партнерами. Основательница и генеральный директор Spanx Сара Блейкли так впервые обратилась к главному байеру из Neiman Marcus — она отправила ему туфлю и записку, написанную от руки: «Пытаюсь пробиться к вам в магазин; есть минутка поболтать?» (Отсылка к идиоматическому выражению «to get one’s foot in the door», что в буквальном переводе значит «просунуть ногу в дверной проем», то есть сделать первый шаг, подступиться с предложением или просьбой — прим. ред.) А бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт после особенно напряженной первой встречи спела дуэтом с российским чиновником: они исполнили вступление к «Вестсайдской истории», назвав его «Восточно-западной историей».

Наконец, присоединяйтесь к веселью, разворачивающемуся вокруг вас. Потренируйтесь отвечать коллегам в формате «да, и». Например, когда один из сотрудников отдела маркетинга в компании по производству модной обуви Allbirds сказал генеральному директору Джоуи Звиллинджеру, что к концу довольно вялого лета 2016 года компания все же может добиться объема продаж в $1,25 млн, тот в шутку поспорил с ним: проигравший должен был купить в офис машину для приготовления ледяных коктейлей из замороженного розового вина (фрозе). Конечно, финансовая цель была достигнута, машина куплена, а сотрудники начали собираться на коктейльные вечеринки по пятницам. Что важнее, Звиллинджер сумел сделать это своей «коронной» историей, которая ярко отражает его личность и чувство юмора и вдохновляет других вести себя так же.

А теперь давайте признаем очевидное: мы пишем эту статью в феврале 2021 года, через год после начала пандемии, которая унесла жизни миллионов людей и многих оставила без работы. Неужели сейчас подходящее время для смеха? Да. Мы уверены, что лидеры, встречающие этот новый непонятный мир с юмором, лучше других помогают своим сотрудникам адаптироваться в нем. Руководитель, попросившая свою пятилетнюю дочь сделать для нее таблички, чтобы показывать во время встреч («Каковы наши следующие шаги?», «У вас отключен микрофон»); генеральный директор, «случайно» забывший выключить функцию трансляции своего экрана на всю компанию во время собрания в Zoom и вбивший в Google запрос «вдохновляющая речь генерального директора в трудные времена»; топ-менеджер, предложившая коллегам снимать танцевальные видео в TikTok и делиться ими с остальными, — все эти лидеры демонстрируют, что юмор — и человечность — приветствуются в рабочей обстановке, особенно в трудные времена.

Юмор — это, своего рода, магия, но ей можно обучиться. Все мы — и особенно лидеры — должны привносить в работу больше юмора, ведь так мы улучшаем свое эмоциональное состояние, повышаем производительность команды и даже прибыль всей организации. Сейчас как никогда важно отнестись к юмору максимально серьезно.

Об авторах

Дженнифер Аакер (Jennifer Aaker) — профессор Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета и соавтор книги «Humor, Seriously: Why Humor is a Secret Weapon in Business and Life».

Наоми Багдонас (Naomi Bagdonas) — лектор Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета, коуч руководителей высшего звена и соавтор книги «Humor, Seriously: Why Humor is a Secret Weapon in Business and Life».

* деятельность на территории РФ запрещена