Что делать, если ваши коллеги и сотрудники конфликтуют | Большие Идеи
Коммуникации

Что делать, если ваши коллеги и сотрудники конфликтуют

Мария Григорьева
Что делать, если ваши коллеги и сотрудники конфликтуют
Фото: Charl Folscher / Unsplash

Как бы нам ни хотелось эффективно работать и реализовывать проекты без разногласий и конфликтов, реальность предлагает другую повестку. Конфликты составляют неотъемлемую часть работы и жизни. Как управлять ими в оптимальном ключе для компании и всех участников коммуникации и рабочих процессов?

Природа конфликтов

Основные причины рабочих конфликтов можно разделить на следующие категории.

Нехватка информации. Во-первых, на зарождение конфликтов влияет недопонимание участников в связи с разным уровнем информированности. Точки зрения в такой ситуации могут быть диаметрально противоположными в результате технической ошибки, а не из-за глубинных причин или неприязни.

Однобокая интерпретация. Во-вторых, причиной может быть однобокая интерпретация доступных данных, когда профессиональная или личная «зашоренность» или позиция компании сужает объективность анализа и информация трактуется в «выгодном» для той или иной стороны свете или в пределах имеющихся представлений о ситуации.

Несовпадение интересов. В-третьих, это несовпадение интересов сторон. Например, кто-то вместо достижения результата занят преимущественно карьеризмом — борьбой за «место под солнцем». У разных сотрудников в рамках одной задачи, проекта, команды могут быть противоположные ценности, установки и принципы.

Искусство подготовки

Крайне важную роль в процессе урегулирования таких ситуаций играет хорошая подготовка команды к обсуждению конфликта.

Сначала надо убедиться, что конфликт есть: найти скрытое противостояние и потенциальные проблемы, незаметные на первый взгляд. Это поможет установить логическое объяснение причинам существующей проблемы.

Прежде всего, необходимо понять цели и интересы вовлеченных в конфликт сторон. Положите на стол лист бумаги и обозначьте на нем список действующих лиц, их бэкграунд, роли в компании, черты характера, профессиональные компетенции и мотивации. Неплохо было бы примерить на себя роли участников. Помните, что в любом конфликте виноваты обе стороны.

На начальном этапе стоит внимательно отнестись к фактуре. Вы должны быть уверены в мельчайших деталях и фактах, на которых строят свою позицию все вовлеченные стороны. Подберите выписки из проектных документов, договоров, писем или переписок в мессенджере, на которые вы будете ссылаться во время дискуссии.

Затем необходимо составить «схему» конфликта, покрутить ее до начала диалога с разных сторон, потренировать стратегию поведения на ком-то невовлеченном в ситуацию, представив ему картину конфликта и ваш подход.

Далее, следует оценить BATNA — это аббревиатура из лексикона бизнес-переговорщиков (Best alternative to a Negotiated Agreement, то есть лучшая альтернатива для заключения соглашения). BATNA должна отвечать на вопрос «Что бы вы сделали, если бы не смогли договориться о сделке с партнером по переговорам?» Альтернативных вариантов может быть несколько.

На следующем этапе следует оценить спектр уступок, допустимых для обеих сторон. Грубо говоря, нужно понять, что каждая из сторон может отдать и получить взамен так, чтобы обмен был приемлемым для всех участников конфликта. Подумайте, как решить задачу, удовлетворив интересы сторон: что-то отдав и что-то получив взамен.

Не забывайте, что далеко не все хотят разрешить конфликт. Кому-то нравится сам процесс: они любят говорить, ругаться, «живут» в такие моменты. В таком случае стоит отправлять на переговоры доброжелательных сотрудников с высокой эмпатией, готовых выслушивать и сопереживать. Тогда конфликт можно погасить на ранней стадии.

С чем садиться за стол переговоров

Перед началом переговорного процесса имеет смысл «прощупать» связи между сторонами конфликта: принимающими решения и проводниками чужой воли каждой из сторон.

советуем прочитать

Об авторе

Мария Григорьева — бывший управляющий директор консалтинговой компании Accenture Russia.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Страховка от беспилотного будущего
Джон Кузано,  Майкл Костонис
Формула IKEA
Куи Хюи,  Майкл Джарретт
3D-печать шагает в массы
Ричард Д’Авени